Интегрируем теоретические концепты в клиническую практику. И для иллюстрации аспектов теории, а также получения практики применения кляйнианской техники мы будем использовать клинический материал. Целью разбора кейса – "увидеть и почувствовать", как теоретические концепты претворяются в клинике.
Набор закрыт
Сейчас Вы можете получить доступ к записям всех встреч, для этого запишитесь и оплатите весь курс целиком на этой странице. Или приобретите доступ к видеозаписи выбранной встречи.. Также
в первой части курса "Кляйнианская и бионианская модель психоанализа" мы познакомились с метапсихологией кляйнианской и бионианской модели психоанализа - можно приобрести
первую часть или участвовать только во второй.
"Ситуация переноса и исследование бессознательного это два основания, которые должны постоянно направлять нашу технику, и они на самом деле взаимосвязаны. Мы не только добираемся до бессознательного посредством анализа ситуации переноса, но и настоящее понимание ситуации переноса и правильное обращение с нею предполагает истинное знание бессознательного и на нем базируется". Мелани Кляйн
Развитие кляйнианской техники чисто условно можно разделить на три направления: первая – это исходная техника Мелани Кляйн в дальнейшем, минимально модифицированная Ханной Сигал – это направление можно назвать "классической" кляйнианской техникой. Вторая техника – посткляйнианская. Третью технику ввёл Бион.
Для иллюстрации аспектов теории, а также получения практики применения кляйнианской техники мы будем использовать клинический материал– это может быть кейс или участника, или ведущего, или Кляйн.
Каждая встреча состоит из трёх частей: семинар; клинический кейс как иллюстрация; обсуждение.
Набор закрыт
Длительность каждой встречи: 1,5 ч.
Выдается сертификат на 36 акад. часа и предоставляется доступ к видеозаписям проведённых встреч не менее чем на 6 мес.
Программа:
Встреча 1: "Цель психоанализа. Психоаналитическое отношение" - состоялась 21 октября - доступна в записи.
"Я подчеркивал мысль (думаю, до сих пор еще недостаточно признанную), что теории Мелани Кляйн о расщеплении и проективной идентификации представляют собой радикальное и революционное расширение классической фрейдовской теории, позволяющее нам переформулировать цели психоаналитического лечения". (Steiner, J. (1996)
Встреча 2: "Свободные ассоциации как игра. Тайны ревери" - состоялась 25 ноября - доступна в записи.
Первоначально, игра ребенка воспринималась как эквивалент свободных ассоциаций взрослого, затем, в последствии, уже свободные ассоциации взрослого стали рассматриваться как аналогичная игре экстернализация. То есть свободные ассоциации могут быть формой отыгрывания как исторжения внутренних конфликтов, состояний психики и частей самости.
Встреча 3: "Слово как действие. Практика развития контейнируемого" - состоялась 23 декабря - доступна в записи.
Из кляйнианского понятия проективной идентификации Бион выводит идею контейнера (♀). Он подчеркивает важность развития контейнера <> контейнируемого (♀/♂). Превратности игры ♀/♂ в аналитическом поле становятся одним из основных параметров, который позволяет оценить уровни эмоциональной интенсивности, на которые аналитическая пара может выйти в данный конкретный момент без разрывов коммуникации.
Встреча 4: "Перенос как бессознательная фантазия" - состоялась 27 января - доступна в записи.
Кляйн обнаружила, что у детей перенос вступает в силу с самого начала анализа, поскольку даже безразличие в общем-то скрывает тревогу. "… И поэтому я решила применять интерпретации переноса сразу же, как только приступаю к анализу". Перенос для Кляйн – это не просто воспроизведение старых установок прошлого, а экстернализация бессознательной фантазии "здесь и сейчас".
Встреча 5: "Негативная терапевтическая реакция. Значимость негативного переноса" - состоялась 24 февраля - доступна в записи.
Кляйн отмечала, что клиент уводит от аналитика свои агрессивные импульсы и фантазии, уводя их на другие фигуры, которые оказываются внешними: "…пациенту приходится справляться с конфликтами и тревогами (вновь переживаемыми – теперь по отношению к аналитику) с помощью тех же методов, что он применял в прошлом." Таким образом, воспроизводится первичная расщепляющая деятельность инфантильного Эго. Поэтому все появляющиеся в свободных ассоциациях фигуры в общем-то можно рассматривать как аспекты аналитика, от него отщеплённые и спроецированные.
Встреча 6: "Эволюции аналитических интерпретаций. Избранный факт или сверхценная идея" - состоялась 23 марта - доступна в записи.
В отличие от "диких" интерпретаций, которые могут быть "сыграны" в повседневной жизни, психоаналитическая интерпретация не возникает случайно или обособлено. Она принадлежит и является частью контекста, чьи координаты фиксированы требованием пациента, ожиданиями аналитика и контрактом, определяющим аналитическую ситуацию. (Baranger, M.)
Бион предположил, что организация в уме аналитика его мыслей о пациенте напоминает процесс, описанный Пуанкаре в книге "Наука и метод". Этот процесс начинается с некоего факта, одного из всего их скопления, привлекающего внимание ученого таким образом, что все остальные попадают в структуру или конфигурацию в силу их отношения к этому избранному факту. Бион позаимствовал понятие "избранного факта", поскольку считал, что подобный процесс происходит в психике аналитика.
Встреча 7: "Контрперенос. Быть живым или удалённым?" - состоялась 13 апреля - доступна в записи.
В работу аналитика входит умение определять, какую фигуру он представляет для клиента в каждый конкретный момент, не теряя в то же время знания о том, кем он является для самого себя. Бион ярко описал это: "Мне кажется, что переживание контрпереноса обладает одним весьма определенным качеством... Аналитик чувствует, что им манипулируют таким образом, чтобы он играл некую роль (несмотря на то, насколько трудно ее распознать) в чужой фантазии. Или он чувствовал бы это, если бы не то, что по собственным воспоминаниям я могу назвать только временной потерей инсайта, — то есть переживание сильных чувств и одновременно вера, что их наличие вполне оправдано сложившейся объективной ситуацией".
Встреча 8: "Сон как игра пары" - состоялась 25 мая - доступна в записи.
Одной из целей психоаналитического опыта является раскрытие областей того, что может быть помыслено. Это может происходить как в ходе сессии и иметь отношение к психической системе аналитической пары, так и в других сферах жизни аналитика – в различных ситуациях тренинга, позволяющих обсуждать собственные модели и получать доступ к опыту других.
Встреча 9: "Клинические инструменты: что должен использовать психоаналитик" - 22 июня в 13.00 по мск.
Советы Биона по поводу техники:
- Отказаться от воспоминаний, желаний, понимания (категоризации) и использования сформированных устоявшихся представлений;
- Использовать ощущения (в том числе наблюдение и интуицию), миф (в том числе фантазии) и страсть (эмоции), слушая анализанта и наблюдая за ним.
Смысл в том, чтобы аналитик держал свой ум открытым, смотрел на происходящее без предрассудков, не мешал проявляться скрытому опыту и аффектам анализанта и был способен их заметить. Изучить теорию, а потом забыть её – значит, что теория должна стать латентной частью аналитика, непредсказуемо пробуждающейся от ассоциаций анализанта. (Grotstein 2009).
Курс опирается на работы З. Фрейда, М. Кляйн, У. Биона, психоаналитиков клийнианцев и бионианцев: Р. Хиншелвуда, Д. Гротштейна, Х. Сигал, Джозев Бетти, Г. Розенфельда, Р. Мани-Керла, Дж. Стайнера, А. Ферро, Ф. Маццакане, Э. Варанни, Ф. Буша, Р. Расбриджера, Д. Белла, Т. Огдена, Д. Мельтцера, Эдна О’Шонесси, Э.Б. Спиллиус, Р. Бриттона, Н. Абел-Хирш, Р. Б. Бласс
Для кого:
- Для психоаналитиков – с целью углубления знаний и развития навыков;
- Для психологов/психотерапевтов – с целью знакомства и получения нового опыта.
О ведущем:
Рыжкова Елена Петровна – психолог-психоаналитик; обучающий аналитик и супервизор Союза Профессиональных Психоаналитиков; практикующий специалист и тренинговый аналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.
Для доступа к видеозаписям необходимо записаться и оплатить. После регистрации на этой странице сверху Вам будет доступна зеленая кнопка "Оплатить".