Образовательный портал
И какая же польза психологу от социальных сетей?
В статье рассматривается два аспекта присутствия специалиста в социальных сетях: с точки зрения пользы (как использовать соцсети, чтобы была польза?) и с этической стороны (какие есть риски для профессиональной психологической деятельности? Как их избежать?).
В статье рас­смат­ри­ва­ет­ся два ас­пекта при­сутс­твия спе­ци­алис­та в со­ци­аль­ных се­тях: с точ­ки зре­ния поль­зы (как ис­поль­зо­вать соц­се­ти, что­бы бы­ла поль­за?) и с эти­чес­кой сто­роны (ка­кие есть рис­ки для про­фес­си­ональ­ной пси­холо­гичес­кой де­ятель­нос­ти? Как их из­бе­жать?).

Каж­дый, кто при­ходит в про­фес­сию пси­холо­га, дол­жен до­воль­но ско­ро по­нять, что его про­фес­си­ональ­ная де­ятель­ность бу­дет нак­ла­дывать ог­ра­ниче­ния на лю­бую пуб­личную ком­му­ника­цию: будь то спо­соб оде­вать­ся (дресс-код) или пуб­ли­кация лич­ных фо­тог­ра­фий в со­ци­аль­ных се­тях. Пси­холог не мо­жет се­бе поз­во­лить не за­думать­ся, как его пуб­личность от­ра­зит­ся на его кли­ен­тах, ра­боте с ни­ми и мне­нии со­ци­аль­но­го ок­ру­жения. Пос­ты в со­ци­аль­ных се­тях - это по­ле, в ко­тором сме­шива­ет­ся про­фес­си­ональ­ное и лич­ное и дос­та­точ­но слож­но оп­ре­делить, где про­ходят гра­ницы и как по­нять, что до­пус­ти­мо пуб­ли­ковать от­кры­то, а что не­об­хо­димо ог­ра­ничить в свя­зи с эти­чес­ки­ми нор­ма­ми по­мога­ющей про­фес­сии.

Надо приз­нать, что об­ще­ние и раз­ме­щение ин­форма­ции в со­ци­аль­ных се­тях мо­жет су­щес­твен­но по­мочь в де­ятель­нос­ти пси­холо­га, в том чис­ле - рас­крыть про­фес­си­ональ­ные взгля­ды, рас­ши­рить прак­ти­ку, соб­рать груп­пу на се­минар или тре­нинг и т.д.

То, ка­ким вы смот­ри­тесь (ка­жетесь) в соц. се­ти, мо­жет не­од­нознач­но вли­ять на ва­шу про­фес­си­ональ­ную ре­пута­цию, вне за­виси­мос­ти от то­го, нас­коль­ко ре­аль­но свя­заны про­фес­си­ональ­ные ка­чес­тва и ва­ши фо­тог­ра­фии с от­ды­ха на мо­ре.

Такие воп­ро­сы как - что бу­дет, ес­ли я раз­ме­щу свое фо­то с друзь­ями, где мы го­лыми ку­па­ем­ся в озе­ре или как от­ра­зит­ся на мо­ей прак­ти­ке пост с не­цен­зурны­ми вы­раже­ни­ями, дол­жны по­явить­ся в го­лове спе­ци­алис­та пе­ред лю­бой от­кры­той пуб­ли­каци­ей в со­ци­аль­ной се­ти. Отсутс­твие вни­мания или на­обо­рот боль­шое вни­мание к по­доб­ным воп­ро­сам су­щес­твен­ным об­ра­зом от­ра­зит­ся на ре­зуль­та­тах де­ятель­нос­ти.

Рас­смот­рим плю­сы и ми­нусы ак­тивно­го при­сутс­твия в со­ци­аль­ных се­тях для пси­холо­га.

Пос­коль­ку о плю­сах мно­го из­вес­тно, нач­нем с ми­нусов (осо­бен­но для пси­холо­гов глу­бин­ных нап­равле­ний):
  • Некон­тро­лиру­емое вли­яние на те­рапию. Слож­ные па­ци­ен­ты с серь­ез­ны­ми на­руше­ни­ями мо­гут не со­об­щать о сво­их пе­режи­вани­ях по по­воду ин­форма­ции, по­чер­пну­той в про­цес­се изу­чения про­филя спе­ци­алис­та в соц­се­ти (ис­тинной или сло­жив­шей­ся в их пред­став­ле­нии), при этом это ока­жет вли­яние на от­но­шения меж­ду те­рапев­том и па­ци­ен­том.
  • Иска­жение ин­форма­ции. Без об­сужде­ния с те­рапев­том ка­ких-то фак­тов, ко­торые мо­гут быть от­ра­жены в фо­то или в тек­сте, па­ци­ент бу­дучи спро­воци­рован этой ин­форма­ци­ей, ос­та­ет­ся на­еди­не со сво­ими фан­та­зи­ями, не всег­да имея воз­можность или же­лание их об­су­дить - т.е. часть пе­режи­ваний мо­жет быть вы­несе­но за кон­текст те­рапии.
  • Нега­тив­ное вли­яние на про­фес­си­ональ­ный ста­тус. Фотог­ра­фии с ве­чери­нок с пи­вом в ру­ках, не­цен­зурные тек­сты и т.д. мо­гут пов­ре­дить про­фес­си­ональ­ной ре­пута­ции. С дру­гой сто­роны, воз­можно, вы про­паган­ди­ру­ете сво­бод­ный об­раз жиз­ни и эти фо­то - часть ва­шего про­фес­си­ональ­но­го имид­жа и ад­ре­су­ют­ся оп­ре­делен­ной це­левой а­уди­тории.
  • Двой­ной по­сыл. Паци­ент мо­жет чувс­тво­вать се­бя не в пра­ве об­суждать “лич­ную” жизнь те­рапев­та, т.к. те­рапевт не яв­ля­ет­ся его дру­гом, при этом ис­пы­тывать чувс­тва и эмо­ции по по­воду со­бытий, ко­торые про­ис­хо­дят с те­рапев­том (в рам­ках дос­тупной ин­форма­ции в соц. се­тях). С од­ной сто­роны не каж­дый мо­жет пре­одо­леть внут­ренний зап­рет на на­руше­ние гра­ниц, что­бы со­об­щить те­рапев­ту о сво­их чувс­твах по по­воду то­го, “что его не ка­са­ет­ся”, но ведь с дру­гой - от­но­шения внут­ри те­рапии - один из важ­ных ме­ханиз­мов ра­боты с па­ци­ен­том.

Теперь о воз­можных плю­сах ис­поль­зо­вания со­ци­аль­ных се­тей в де­ятель­нос­ти пси­холо­га:
 
  • Хоро­ший путь для на­хож­де­ния сво­ей це­левой груп­пы и об­ще­ния (об­ра­щения) с ней.
  • Мож­но пред­ста­вить се­бя как про­фес­си­она­ла вне за­виси­мос­ти от то­го, ка­кой ты в ре­аль­нос­ти, ка­кой твой про­фес­си­ональ­ный уро­вень и по­тен­ци­ал (ис­поль­зо­вание воз­дей­ствия че­рез “об­раз”, соз­данно­го в про­филе лич­ной или пуб­личной стра­ницы). Ре­аль­ный при­мер: мо­лодой че­ловек, ко­торый ве­дет тре­нин­ги по пи­капу, в ре­аль­нос­ти - не вы­гова­ривал пол ал­фа­вита и что на­зыва­ет­ся был "неп­ред­ста­витель­ным муж­чи­ной”, что лег­ко мож­но бы­ло вы­яс­нить при лич­ном об­ще­нии или по те­лефо­ну (скайп и т.д.), ес­ли бы спе­ци­алист шел этим пу­тем. Сам же он пред­ла­га­ет а­уди­тории свой ин­тернет-курс (рас­сылка ма­тери­алов по поч­те или соц­се­ти) по ука­зан­ной те­мати­ке (pick up - де­ятель­ность, нап­равлен­ная на зна­комс­тво с целью соб­лазне­ния, ли­бо фор­ми­рова­ния от­но­шений) и впол­не при этом дос­той­ный. Если у спе­ци­алис­та есть ка­кие-то ог­ра­ничен­ные воз­можнос­ти (ин­ва­лид­ность, фи­зичес­кие ог­ра­ниче­ния и т.д.) в соц­се­тях есть воз­можность ис­поль­зо­вать свой про­фес­си­ональ­ный по­тен­ци­ал без ус­ло­вий ог­ра­ничен­ности.
  • “Равенс­тво” спе­ци­алис­тов. Неза­виси­мо от ре­галий, ста­жа и про­чих по­каза­телей РИНЦ и Хир­ши тут все име­ют ус­ловно "рав­ные" шан­сы. Такой со­ци­аль­ный лифт для на­чина­юще­го спе­ци­алис­та. Если ты дей­ству­ешь в соц­се­ти про­фес­си­ональ­но и прив­ле­катель­но для по­тен­ци­аль­но­го кли­ен­та, тво­ей це­левой а­уди­тории, то те­бя за­метят.
  • Стра­ница в соц­се­ти - это прак­ти­чес­ки го­товая пло­щад­ка для прод­ви­жения ус­луг. Т.е. мож­но без проб­лем обой­тись без зат­рат на соз­да­ние пер­со­наль­но­го сай­та или сде­лать его пос­ле то­го, как пуб­личная стра­ница в соц­се­ти за­рабо­та­ет. Конеч­но, чем боль­ше ис­точни­ков, ко­торые при­водят к те­бе кли­ен­тов, тем луч­ше.

Неко­торые наб­лю­дения еще:
Нали­чие плат­ной рек­ла­мы в соц. се­тях мо­жет слу­жить до­пол­ни­тель­ным кри­тери­ем для до­верия кли­ен­тов. Нап­ри­мер, из­вес­тно, что юри­дичес­кая служ­ба ВКон­такте под­твержда­ет ста­тус спе­ци­алис­та, по­это­му, ес­ли кли­ент ви­дит рек­ла­му спе­ци­алис­та - до­верие к об­ра­зова­нию и про­фес­си­она­лиз­му по­выша­ет­ся, пос­коль­ку об­ра­зова­ние его под­твержде­но. Коли­чес­тво лай­ков, ком­мента­ри­ев а­уди­тории и пе­репос­тов мо­жет сви­детель­ство­вать о по­пуляр­ности те­мы и поль­зе ин­форма­ции, ко­торую вы раз­ме­ща­ете.. т.е. по­мога­ет в те­мати­чес­кой ана­лити­ке.

Итак, при по­нима­нии ню­ан­сов и воз­можнос­ти не­гатив­но­го вли­яния на прак­ти­ку, мож­но пос­та­рать­ся это­го вли­яния из­бе­жать и ис­поль­зо­вать со­ци­аль­ные се­ти как инс­тру­мент для рас­кры­тия собс­твен­но­го ми­ровоз­зре­ния, прив­ле­чения сво­ей це­левой а­уди­тории и фор­ми­рова­ния прак­ти­ки. Регу­ляр­ные пуб­ли­кации, на­писа­ние ста­тей и об­ще­ние с а­уди­тори­ей по­может ук­ре­пить ре­пута­цию, по­пуля­ризо­вать и соз­дать пред­став­ле­ние о де­ятель­нос­ти, ко­торую вы осу­щест­вля­ете.

Авто­ры: Ершо­ва Свет­ла­на Кон­стан­ти­нов­на и Гай­ду­чен­ко Евге­ния Юрь­ев­на. (пе­репе­чат­ка воз­можна со ссыл­кой на ис­точник)

На осень зап­ла­ниро­ван но­вый ин­те­рак­тивный тех­но­логи­чес­кий дис­танци­он­ный курс от ав­то­ров пуб­ли­кации: http://edunote.ru/course.php?28
Дата публикации: 25 мая 2017
© EduNote.ru, 2017-2019