Вы бывали на семейной терапии? Порой психолог на таких сессиях предлагает паре назвать сильные и слабые стороны друг друга или самих отношений. И я, как психолог, знаю, как порой глубоко задумываются супруги, как бывает сложно им подобрать слова…
Но только не Роузам.
Она:
— Мы ещё даже не занимались сексом!
Он:
— Но до этого осталось всего пара минут.
Многообещающее начало, не правда ли?
И это начало отношений, но не самого фильма.
Супруги Роуз к практике описания сильных и слабых сторон друг друга относятся играючи и с юмором. Как и ко многим аспектам своего брака.
Вспомнилась цитата из фильма "Тот самый Мюнхаузен":
"Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"
Супруги Роуз будто услышали это предложение — в самые сложные моменты – они улыбаются.
Тео (актёр Бенедикт Камбербэтч), талантливый и перспективный архитектор, Айви (актриса Оливия Колман) – работает поваром. Однажды встретившись, они гармонично живут вместе, он — растёт в карьере, она — занимается их общими детьми и с любовью делает десерты для всей семьи, они вместе — любящая друг друга пара, где каждый на своём месте.
Пока… по воле случая, из-за разбушевавшейся стихии в буквальном смысле слова, они не поменялись местами. Карьера Тео пошла под откос — его здание в виде парусного судна, будто символ движения вперёд на всех парусах, обрушилось из-за урагана. И этот же ураган принёс в маленький не изветный ресторанчик Айви знаменитого ресторанного критика, множество посетителей и дальнейшее процветание…
И вот супруги проживают свои новые роли — они родители в новом формате — где детей теперь растит отец, а мать взращивает своё другое детище — ресторанный бизнес…
Мы часто можем наблюдать за историями, в которых один превосходит, другой подчиняется, один диктует, другой жертвенно выполняет, мы видим противоборство господства и служения, доминирование и жертвенность и в книгах, и в фильмах, и нередко в реальной жизни. Мы часто сегодня можем обсудить и прочитать про популярную тему абьюзивных отношений. Но в приведённых случаях роли участников понятны.
Но в данном фильме супруги будто постоянно меняются ролями. Кто из них подавляет другого? Кто тот самый коварный доминант? И деструктивные ли у них отношения или это такая уникальная любовь?
В кризисный момент семейной жизни оба пускают друг в друга стрелы агрессии с такой точностью попадания в самые уязвимые места, на встрече с друзьями они так искусно закидывают друг друга сарказмом и иронией, что привычные ролевые типажи даже не вписываются в их конкурентную игру. Оба называют друг друга нарциссами, кидаясь этим словом, как определяющим виновность термином.
Построенный новый дом (созданный Тео на деньги Айвы), который должен был воскресить в Тео веру в себя как в успешного архитектора, даже больше — как в человека, который способен созидать, становится в итоге камнем преткновения. Будто способность созидать может быть только у одного из этих супругов, и переход этого символа от одного к другому лишит "бездомного" не просто самого объекта, но самоидентичности.
Конкуренция? Только один может быть лучшем? Только один из них вообще утвердительно может "быть", "Быть" с большой буквы, лишь когда другой при этом незримо существует?..
И какая ирония жизни! Когда всё становится слишком серьёзно, когда супруги уже не играют, не шутят, не иронизируют, когда они в своей финальной войне борются друг с другом во всеоружии в буквальном смысле слова, дойдя до крайней черты… Они вдруг понимают всю остроту, необходимость "Бытия" другого в своей жизни. Тео должен быть у Айвы, а Айва у Тео. "Быть" с большой буквы — как самый любимый и объект и субъект. И дойти до черты, почти перешагнув её, почувствовав себя властелинами жизни другого, они выбирают любовь, а не вражду, и будто чувствуют себя при этом уже доминантами не друг над другом, а над самой жизнью…
Что же дальше? Теперь игра в доминирование и подчинение вдруг развернулась не между мужем и женой, а между Роузами и самой жизнью. Как весь фильм и зрителю и самим героям сложно понять, кто из двух супругов выше в семейной иерархии, так и в финале – вдруг развернувшаяся драма как стычка между живой любовью и губительной жизненной ситуацией, между конфликтом Роузов и правдой жизни оставляет загадку иерархии между силой их любви и силой чего-то нам неподвластного…
Та стихия урагана, поменявшая в начале фильма супругов местами – смогли ли они взять её в свои руки и направить жизнь по своему усмотрению? И стихия жизни в финале – кто победил в итоге – любовь или надвигающаяся стихийная опасность? И ещё вопрос – стихийная ли это опасность – или плод поступков супругов? За всё ли в жизни мы можем взять ответственность и всё ли способны изменить?
А как вы видите финал фильма?
"Включи камин и нашу любимую мелодию"
— и белый экран… Что-то про вечную любовь, для которой уже не важно – здесь или там?..
Автор: Екатерина Степанова — психолог и преподаватель, действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА).
👇🏻
Скопируйте это библиографическое описание, если хотите процитировать публикацию, указав дату обращения:
"Супруги Роуз". Психологический разбор фильма// Edunote.ru // Екатерина Степанова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edunote.ru/myarticles.php?197 (дата обращения дд.мм.гг)
Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!
Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться:
РАСПИСАНИЕ вебинаров