Мне вебинар понравился. Максим использовал примеры из кинофильмов, мы с участниками обсуждали героев что сделало лекцию очень живой.
Отдельно были перечислены признаки Зависимого расстройства личности по DSM.
Лично меня из всей лекции больше всего зацепила мысль о том, что хотя ЗРЛ не входит в кластер Б, именно расстройства этого кластера являются комордибными ЗРЛ.
Повышенная покорность, привязанность, страх отвержения. Как не спутать с ПРЛ? И здесь очень много философских вопросов по поводу ярости.
ПРЛ чаще "плавают" между покорностью и враждебностью, ЗРЛ - скорее ищут помощь. Они зависимы и пассивны.
Отдельно было упомянуто понятие "упущенные возможности". Именно нерешительность ЗРЛ приводит к нереализованности во всех сферах жизни.
Важной показалась мысль, что низкая самооценка, чувство дискомфорта при пребывании в одиночестве и отказ от ответственности являются устойчивыми состояниями ЗРЛ. И в связи с тим были даны рекомендации практикующим психологам всегда возвращать пациентам с ЗРЛ ответственность.
И вывод. Символичное "ружье" необходимо ЗРЛ именно как переходный объект, некая иллюзия силы.
Жду следующего вебинара.
Посетила очередной суперинформативный вебинар, а точнее интенсив Любови Субботиной.
Начну с того, то лектор предусмотрительно создала канал для участников интенсива и положила туда статьи, необходимые для ознакомления. Статьи показались мне очень интересными. Освежились в голове как легенда об Эдипе и само понятие "инцест" и "контрперенос", так и сформировались новые понимания таких понятий, как "комплекс Иокасты". Соответственно уже перед вебинаром в голове носился вопрос – чьей вины было более, матери или сына?
Лектор начала с общих характеристик того, как у клиентов, переживших инцест, в целом сорван закон нормального функционирования в обществе, а потому, те границы, которые не соблюдались их родителями в детстве, теперь не соблюдаются самими клиентами. Полностью нарушена иерархичность отношений. Сразу вспомнилась цитата из книги крупнейшего специалиста по эмоциональному инцесту Адамса Кеннета, из его книги "Женат на маме". Однажды к нему пришел мужчина, который буквально с порога заявил ему что-то вроде: "Ну что, док?". В книге тут же следовал комментарий самого Кеннета: "У этого парня явно проблемы с границами". Со временем оказалось, что мать сексуально злоупотребляла клиентом, когда он был совсем маленьким.
Таких цитат я вспомнила в течение лекции с десяток.
Очень много внимания уделялось именно контрпереносу. В работе с такими клиентами терапевта буквально заваливает аффектом. Также следует обратить внимание на понятия "резонанса травмы".
Были использованы цитаты из Работ П.К. Ракамье и Э. Уэлдон.
Новой информацией для меня стало понятие "несексуализированного инцеста". Присвоение, слияние, не допуск автономии – вот основные черты инцеста. Таким образом, ситуации, когда ребенок является для родителя терапевтом, лучшим другом, партнером, родителем (парентификация, описанная А. А. Шутценбергер) также является формой инцеста. Поэтому возникает закономерный вопрос – является ли нарциссическое расширение формой инцеста? Нарушаются безопасность и беспечность условий функционирования ребенка. В нормальной семье ребенок должен быть в детской роли, а родитель – во взрослой роли. Если наоборот, внутри ребенка зиждется пустота, образуя тревогу. Тревога со временем начинает забирать много сил.
Про сексуализированный инцест показалась важной мысль, что родитель присваивает элементы взрослой зрелой сексуальности своему ребенку. Таким образом, может физического контакта и не быть, а ребенок все равно травмирован (обидные прозвища, подозрения).
Психика ребенка идентифицируется с психикой матери. Если мать является психотиком, ребенок идентифицируется с психозом. Вспомнился случай преступника Эда Гейна, сделавшего после смерти матери пиджак из ее кожи.
Докладчик отдельно отметила, что для девочек, жертв инцеста, сексуализация становится ведущей психической защитой. А потому во взрослой жизни именно секс является важнейшим инструментом по борьбе с тревогой.
Отдельна была затронута тема диффузной идентичности.
Были разобраны уровни личности – невротический, пограничный, перверзный и психотический. Много времени было уделено вопросу, почему матери – перверту важно отдавать свою тревогу, как таким образом тревога из бессознательного уходит в сознательное. Таким образом, при психозе человека "бьет изнутри", перверт же напротив выталкивает аффект в объект перверсии.
Очень понравился термин "эмоциональный поводок".
Отдельно поговорили об идентифицированных пациентах в семье. Они же козлы отпущения. Травма передается из поколения в поколения, достигая критической отметки. И вдруг в системе появляется ребенок со здоровым ядром, способный все выдержать. Сразу почему-то вспомнилась Алис Миллер и "Драма одаренного ребенка"
Очень важной показалась мысль о двух этапах формирования идентичности: 1. Мамой насытится 2. Взять маму за образец. Нарушение этих двух стадий делают, по мнению докладчика, сепарацию невозможной.
Важной показалась мысль, что идеализированного родителя надо разидеализировать, так как от идеализированного объекта невозможно сепарироваться. Как итог – проблемы с границами задают следующие вопросы в определении себя. Кто я? Где я? С кем я?
А также невозможность сопротивляться чему бы то ни было, невозможность отказать кому бы то ни было. Отсюда у жертвы инцеста в жизни происходят повторяющиеся абьюзивные паттерны.
Важно приглашать клиента в исследование.
Благодарю от всей души Любовь Николаевну Субботину! В качестве идеи для будущих семинаров показалась интересной затронутая тема "аутизации". Кроме того, было бы интересно посетить вебинары по формам образования супружеских пар первертов, когда супруги по сути отражают теневые стороны друг друга.
Курс Елены Геннадьевны я бы назвала "Формирование идентичности на основе эмоционального опыта предков". Безусловно, считаю, что это один из сильнейших курсов, которые я смотрела в своей жизни. Несмотря на то, что работы Ивана Бурзоменя-Надя и Анн Анселин Шутценбергер мне хорошо знакомы, объем дополнительной информации и примеры из практического опыта оставляют желание пересматривать вебинары не один раз.
Вебинар 1 "Представление о межпоколенческой травме в работе классиков"
Прослушала вебинар несколько раз. Очень зацепила идея о том, что пары формируются по целям. Очень важной показалась цитата о накопленной вине предков, проявляющейся в мазохистических поступках потомков (отказ от карьерных и других возможностей). Много времени было уделено именно способам передачи психического опыта, его дальнейшей передачи потомками.
Особо отмечу следующие цитаты:
"В процессе длительного изъятия из личности основных формирующих компонентов, в раннем возрасте – границ, взглядов, мнений – осуществляется замена их трансгенерационными составляющими".
"Индивидуальная психика может быть населена осколками драм и травм, имевших место быть в предыдущих поколениях".
"Ощущение проживание чужой жизни. Ощущение, что ты марионетка, которую дергают за ниточки".
Очень интересна мысль, что межпоколенческая передача происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне.
Отдельная благодарность, что были затронуты работы Л. Сонди. Я давно слышала про этого автора, но только сейчас появилось желание углубиться в его труды.
Очень откликнулась идея о пассивной агрессии как элементе семейной системы – когда несколько поколений семьи не способны противостоять внешним факторам.
Вебинар 2 "Объекты трансгенерационной передачи"
Затронуты особенности психического функционирования старших, средних и младших детей. Очень откликнулись цитаты про ребенка-заместителя (видела такое не раз). С работами Француазы Дольто я была хорошо знакома, но докладчик представила новый необычный взгляд на них.
Новой информацией для меня были работы Паолы Хайман. И вопрос: а кто на самом деле говорит голосом клиента (имея в виду психическое функционирование интроецированных объектов).
Также очень заинтересовалась работами Перель Вильговица. "Ощущение переживания не своей жизни".
С концепцией Бурзоменя-Надя я была знакома. По-новому взглянула на понятие "семейных долгов", почему ребенок терпит насилие со стороны родителей. Бессознательное делегирование детям обязанность вернуть долги. Долги могут не соответствовать потребностям нового поколения.
С работами Боуэна я также была знакома. Но опять же – докладчик представил новый взгляд на его теорию. Умение различать мысли, аффекты, эмоции, чувства являются важнейшими навыками психической системы при дифференциации "я". Много обсуждался эмоциональный разрыв с членами семьи, совершивших постыдных поступков, замалчивание постыдных поступков.
Вебинар 3 "Непереработанный травматичный материал"
Деперсонализация, изоляция, потеря памяти, суицидальные мысли, неразрешенное горе – все это признаки переданной травмы. Потомкам передается не только психическое содержание травмы, но и способы совладания с ней.
Описаны способы передачи травмы: физиологический, психологический (в том числе поведенческий), социальный.
Важно, что со временем содержание утрачивается. Человек таким образом сам фантазирует (конструирует) свою предысторию.
Замалчивание, семейный склеп, семейный призрак.
И главное – любая секретная информация воспринимается как насилие. Передается не только вербально, но и на аффективном уровне.
Вебинар 4 "Историческая травма"
Отметила себе, что данная травма перенесена группой людей, а потому имеет широко распространенные последствия, коллективные страдания и, что было новым для меня, умысел агрессора. Очень откликнулся приведенный докладчиком термин "коллективная виктимизация". Чтобы понять, через что прошел родитель, ребенку приходиться самому погрузиться в прошлое родителя, происходит интроекция ребенком переживаний родителя, которые в дальнейшем, уже взрослым, он идентифицирует как "таинственную скорбь". Идентичность и традиции своего рода в подобных семьях становятся критически важны для поиска смысла жизни. Катастрофизация, страх, повышенная тревожность, жизнь на пределах своих возможностей, повышенная уязвимость к опыту предков – огромный эмоциональный багаж, который приходится нести человеку уже во взрослом возрасте. Очень откликнулось утверждение про парализацию психической активности, которая порождает остановку внутреннего времени, так называемая "смерть времени". Отдельно были затронуты такие явления как "парентификация", "вина выжившего", "проективная идентификация". Как результат, во взрослом возрасте человек сталкивается с поврежденным образом себя. Взяла на заметку термин "ментальная репрезентация".
И вывод. Следующему поколению в структуре такой семьи передается психическая задача справиться с травмой.
Вебинар 5 "Семейные сценарии. Семейные мифы. Сага о семье"
Семейный миф – форма описания семейной идентичности. Отвечает на вопрос: "Кто мы?". Что принято, а что не принято. Определенно вызывает пищу для размышления мысль о том, что миф ответственен за семейную дисфункцию и активизируется во время кризиса. Миф может быть осознан, а может и нет.
Отметила себе труды Миланской группы, в частности книгу "Парадокс и контрпарадокс".
Отметила себе следующие мифы. 1. Миф "Дружная семья". Здесь много вопросов вызывает упоминание такого понятия как "идентифицированный пациент". Кто становится им? Один из вариантов – член семьи, который не принимает/не может переработать семейный сценарий, не способен игнорировать нормальные и неизбежные чувства к родственникам. 2. Миф "Мы герои". В семье все с размахом. Если любовь – то роковая страсть. Высокие стандарты, которые со временем могут быть разрушающими. Необходимы трудности. 3. Миф о "спасателях". Отметила себе схему гипофункциональность-гиперфункциональность участников. 4. Миф о "выживальщиках" 5. Миф о "преображенцах". Здесь при повторном просмотре вебинара вспомнился злополучный "синдром самозванца" и одноименная книга Сэнди Манна. Члены такой семьи не могут насладиться успехом, не обесценив его. Нет присвоения опыта. Детям задают высокие планки. (Сразу, кстати, вспоминаются и истоки дезадаптивного пефекционизма)
6. Миф "Мы люди". Отметила себе, что овладение навыками и знаниями носит ритуализирвоанный характер. (Книгу читаешь не потому что интересно, а потому что положено)
Очень стала обращать внимание на семейные традиции, пословицы и поговорки.
Вебинар 6. "Влияние трансгенерационной травмы на жизнь человека"
Несмотря на то, что с работами Берна и Штайнера я была знакома, я по-новому смогла взглянуть на тезис об эмоциональных проблемах, которые следует считать частью нормальной личности, а потому они могут быть исправлены.
Среди новых авторов отметила себе Стэна Вуллемса, Фаниту Инглиш и Глорию Нурьегу. Отдельно отмечаю шкалу стресса Вуллемса. Буду изучать.
Ребенок из семейных сценариев берет информацию в том числе о том, как добиваться любви и признания. Очень откликнулась мысль, что когда человек "входит в сценарий" это видно даже по его положениям тела.
Помимо классических родительских посланий отметила себе такой способ передачи, как сообщение третьему лицу (мама, например, рассказывает подруге про ребенка, что он лентяй в присутствии ребенка).
Три сценария по Штайнеру "Без любви", "без разума", "без радости" также открылись мне с новой стороны.
Кроме того, задумалась о сценариях "пока не". Отдельное спасибо за рекомендацию книги Владимира Серкина "Синдром отложенной жизни". Буду изучать.
Важным показались тезисы именно о разности внутреннем и внешнем функционировании семьи.
Про синдром "горячей картошки" я слышала ранее, новой информацией было для меня внутренне содержание этой "картошки", желание избавиться от содержащегося внутри "картошки" родового проклятия. Родитель передает детям запрограммированность на беды, чтобы эта беда не случилась с ним самим. В этой связи по-новому также взглянула на такой способ передачи травмы, как проекция.
Также хочется отметить значимость данного вебинара для историков и писателей. Пришла такая мысль: Шарлотта Бронте "Джейн Эйр", Дафна Дю Мурье "Ребекка", И. С. Тургенев "Дворянское гнездо". Все эти произведения, в которых условный "призрак" становится "семейным призраком". Сначала есть какая-то легенда о какой-то женщине/человеке, на основе собственных проекций героиня начинает приписывать этому условному призраку свои собственные черты... Как вдруг. Призрак обретает вполне реальные очертания... и становится вовсе не призраком, а бывшей женой, причем с ярко выраженным психическим расстройством. Удивительно как литература и психология часто иллюстрируют друг друга.
Анастасия Леонидовна в этой теме абсолютно свободно ориентируется. Ощущение, что она могла бы ещё несколько часов также свободно сидеть и делиться мыслями. Мне очень понравилось формат психологических задачек "Кто является преследующим объектом". Мне кажется, это такая бездонная тема, которая может открыть новые грани Интроецированных объектов. Пятерка.
Посмотрела очередной блестящий вебинар блестящего специалиста, психиатра, нарколога, психотерапевта Елены Синолицей.
Помимо уже известных трудовой и спортивной зависимости, расскажут про ургентную и религиозную зависимость!
У всех людей, склонных к зависимому поведению, очень много общих черт: перекладывание ответственности на других людей, чувство беспомощности, некомпетентности, страх потерпеть неудачу, пассивность, внушаемость, подражаемость, имитационность без критического осмысления! Таким людям свойственны такие черты как:
- Компульсивность
- Простодушие
- Наивность
- Максимализм
Отдельно для себя отметила такие качества трудоголиков как сосредоточение на процессе, а не результате.
Любые контакты за пределами работы воспринимаются как тягостные. Твердая пятерка! Буду пересматривать!
Посетила очередной вебинар Любови Субботиной. В этот раз на ум приходит два слова: профессионализм и самобытность. Даже хорошо знакомая информация дается под новым ракурсом. Очень много новых свежих идей. С какими-то моментами сильно не согласна, но факт того, что лектор подкрепляет свое мнение сильной теоретической базой и обширным терапевтическим опытом оставляет желание приходить и на следующие вебинары. Желаю ведущей дальнейших профессиональных успехов!
Посетила очередной вебинар Дмитрия Владимировича. Как всегда, доклад был просто блестящий. Взяла много полезной информации. Как всегда, взяла на заметку много тезисов.
"Контрперенос - тотальная сознательная чувствительность аналитика на пациента."
"Контрперенос - человечность к реальным потребностям пациента"
Тщетность, скука, бесцельность, которые, в свою очередь, рождают беспомощность.
История пациентки довольна типичная для наших реалий. Садо-мазохистичные отношения с матерью, молчаливый сговор с отцом.
Обязательно приду еще, тем более у Дмитрия Владимировича была мысль провести вебинар по психическим защитам.
Также было бы интересно разобрать упомянутую работу Ференци "Случай истерической пациентки"
Это третий семинар докладчика, который я посетила. Очень нравится манера изложения. Материала дается много, но он преподносится в интересной увлекательной манере. Поняла, что важно перечитать работы Фэйрбейрна, Анны Фрейд, Спотница и Хелен Дойч.
Всемогущество, озабоченность внутренним миром, изоляция - признаки шизоидной личности, которые актуальны до сих пор.
Такие пациенты скорее играют роль, чем проживают реальную жизнь.
Яркое соблазнение, демонстрация психического содержания, срочная аффективная потребность в разрядке, постоянная нужда в новых объектах и т.д.
И главный вывод - готовность психоаналитика контейнировать состояние,которое не может "переварить" сам пациент.
Твердая пятерка. Приду еще.
Здравствуйте!
Спасибо вам за развернутый отчет по семинару, за ваши акценты по прослушанному материалу. В целом понимаю, что тема шизоидной личности актуальна сегодня, и Масуд Хан дает шанс обратиться к данной теме со своей аналитической оптики.
До следующей встречи
С уважением, ДВ
Смотрела вебинар в записи. Мне понравилась ведущая Зульфия Рамазановна. Материалом она владеет хорошо, ее очень интересно слушать. Сама по себе тема фобии для меня довольно новая, я не очень владею базой. Но вебинар оставляет желание задуматься над темой и покопаться в теме поглубже, а это заслуга ведущей.
Благодарю Любовь за качественно проведённый вебинар. Сидела и конспектировала. Каждая цитата в самое сердце.
-Если в отношениях можно разместить слабость, они делают тебя неуязвимым
- То, что повреждается отношениями, отношениями и лечится
-Соблазнение родителем создаёт образ партнера
-Если во взрослом возрасте мы выбираем в качестве романтических детско - родительские отношения, всегда было соблазнение
-Когда мы с романтическим партнёром в детско-родительских отношениях, мы об него взрослеем и компенсируем детский дефицит.
Таких цитат набралось точно более 50. Над каждой буду думать. И совершенно точно приду на следующий вебинар.
Мне очень понравился вебинар и его ведущая Гузель Хасановна. Почему-то вспомнилось выражение "Путь самурая" - недаром коллеги благодарили ведущую за то, что она делилась именно своим опытом, не боясь говорить о довольно сложных прецедентах. Очень понравилась идея о некоей пирамиде жертвенности - жертвами могут стать не только самые травмированные, но и самые успешные, те, кто выделяются от большинства. Интересно было послушать о витктимблейминге и хейтерах с позиции анализа, были упомянуты случаи о клиентах со сверхценностью в деньгах. Очень важная идея проживания кризиса и ресурсирования. Докладчик подробно ответила на все вопросы. Постараюсь прийти еще раз.
Это второй вебинар Дмитрия Владимировича, который я посещаю. Мне очень нравится его манера излагать материал. Видно, что проведена колоссальная работа.
Докладчик общается с аудиторией, предлагает интересные темы.
Приду ещё.
Замечательный вебинар и замечательная ведущая! Сложные теоретические вещи прекрасно объяснены. Много практики. Особая благодарность, что была затронута тема контрпереноса с подобными клиентами. Ярость, Беспомощность... Человек, оказавшийся рядом, вынужден контейнироовать непереносимое количество негативных эмоций.
Очень сложная тема. Но сто процентов буду пересматривать вебинар не один раз.
Жаль нельзя 10 звездочек поставить - поставила бы все 10.Весь вебинар на одном дыхании. Потрясающий вебинар и потрясающий лектор. Интереснейшая подача материала, много важных деталей. Особая благодарность, что затронута тема материнской инцестуозности по отношению к одному из героев повествования. Очень зацепили отсылки к Кернбергу. Психоаналитик как злокачественный нарцисс.
История, рассказанная на вебинаре, к сожалению не редкая. Литературы крайне мало.
Огромная благодарность за выбор темы и профессионализм.
Благодарю Кристину Наседкину за интересный доклад. Материал был насыщенный и интересный. Много научных данных. В конце были даны интересные техники. Твердая пятерка.
Хотела бы поблагодарить Вячеслава за мужество рассказать свою историю и поделиться своим опытом. Вебинар получился интересным и одновременно очень душевным. Многие метафоры взяла себе на заметку.
"Болезнь замороженных чувств" - очень меткое выражение, характеризующее эмоциональную парализацию детей, выросших в дисфункциональных семьях.
Отдельно была затронута тема внутреннего конфликта зависимых пациентов, их возможность устанавливать связи только в измененном состоянии сознания. К сожалению, видела такое не раз.
Вячеслав рассказал о связи непонимания себя с паническими атаками и фобиями, рассказал, как синдром "неприятия себя" связан со страхом обратиться за помощью.
Очень понравилось отдельные метафоры "Веществ управляет тобой", "Алкоголизация - отсутствие понимания меры", "Ты не можешь испытать радость без вещества". Подобные метафоры в работе психолога дают идентификацию и валидацию травмы, а это первый шаг к ее проработке.
Отдельно хочется поблагодарить за пояснение внутреннего функционирования трезвой и зависимой части личности.
Также хочется отметить глубокое знание и практичный опыт докладчика в работе АлАнон.
На примере своей жизни докладчик показал динамику алкоголизации, то, как с временем зависимый человек не получает удовольствия от того, что делает.
Отдельно отметила описание "воронки зависимости". Поскольку в современном мире к нехимическим поведенческим зависимостям относят также зависимость от платных женских марафонов, то метафора "воронка зависимости" очень напомнила мне сочетание "воронка продаж".
Вячеслав интересно на собственном примере рассказал об импульсивном поведении и его связи с формированием зависимостей. Рассказал о связи зависимой части личности и скуки (здесь, конечно, вспоминается любимое НРЛ и Отто Кернберг с Кохутом).
Семинар мне очень понравился.
Единственным субъективным негативным моментом для себя отметила, мягко говоря, ультимативный тон общения некоторых участников вебинара в чате("Дайте инструменты", "Назовите маркеры") и полное отсутствие понимание темы, граничащее с тотальным непрофессионализмом. Слышать от людей, называющих себя клиническими психологами, подобный тон и вопросы на уровне "дайте мне таблицу умножения -- я пойду людей спасать" для меняя было, мягко говоря, дико. Каждый человек - это уникальная история. И на то в психологии и есть методы, начиная от юнгинианского анализа заканчивая КПТ, DBT, ACT, CFT, EMDR и пр.,чтобы помочь человеку справиться с болью, и соответственно -- с алкоголизацией.
Вячеславу большое спасибо. Обязательно приду еще. С уважением, Екатерина
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.
Отдельно были перечислены признаки Зависимого расстройства личности по DSM.
Лично меня из всей лекции больше всего зацепила мысль о том, что хотя ЗРЛ не входит в кластер Б, именно расстройства этого кластера являются комордибными ЗРЛ.
Повышенная покорность, привязанность, страх отвержения. Как не спутать с ПРЛ? И здесь очень много философских вопросов по поводу ярости.
ПРЛ чаще "плавают" между покорностью и враждебностью, ЗРЛ - скорее ищут помощь. Они зависимы и пассивны.
Отдельно было упомянуто понятие "упущенные возможности". Именно нерешительность ЗРЛ приводит к нереализованности во всех сферах жизни.
Важной показалась мысль, что низкая самооценка, чувство дискомфорта при пребывании в одиночестве и отказ от ответственности являются устойчивыми состояниями ЗРЛ. И в связи с тим были даны рекомендации практикующим психологам всегда возвращать пациентам с ЗРЛ ответственность.
И вывод. Символичное "ружье" необходимо ЗРЛ именно как переходный объект, некая иллюзия силы.
Жду следующего вебинара.