Образовательный портал
О дистанционном образовании. Критерии успеха при запуске онлайн-курса.
Цикл статей для авторов онлайн-курсов и тех, кто хочет ими стать. О том, как создать свой онлайн-курс. Об ошибках и чего следует избегать при разработке и продвижении онлайн-курса. Критерии успеха для онлайн-курса.

Часть 1. О рынке онлайн-образования и тех, кто реализует дистанционное обучение.

В этой части речь пойдет об основных игроках рынка, специалистах в сфере дистанционного образования и функционале, который необходим для создания и продвижения онлайн-курсов.


Современные технологии позволяют каждому эксперту и автору каких-либо теоретических и/или практических материалов сделать онлайн-версию своих лекций или целого курса.

На рынке онлайн-образования очень много специалистов, которые предлагают помощь. А также очень много различных технологий, с помощью которых создаются онлайн-курсы. Как в них разобраться? Кому можно доверять и что нужно сделать, чтобы онлайн-курс стал по-настоящему успешным?!

Начнем с тех, кто предлагает дистанционное обучение. Необходимо понимать, что есть те, кто создают курсы, те, кто разрабатывают удобные IT-сервисы, для размещения и продвижения онлайн-курсов и специалисты или компании, которые предлагают сопутствующие услуги - продвижение, консалтинг, методическую поддержку и пр.

Основные игроки:

1. Крупные ВУЗы. Такие ВУЗы обычно сотрудничают с крупными площадками, которые предлагают сервис для размещения курсов, например Coursera, Открытое образование и др.
Coursera и подобные сервисы содержат в себе и технологии для размещения курса и инструменты для его продвижения. Также ВУЗами могут использоваться свои технологии. Крупные ВУЗы могут предлагать дистанционное образование не только студентам, но и продавать свои онлайн-курсы другим ВУЗам и организациям, оказывая поддержку и сопровождение.
2. Различные ВУЗы и организации, специализирующиеся на краткосрочных курсах, дополнительном образовании. Такие организации редко пользуются крупными онлайн-площадками, чаще используя свои собственные решения для реализации дистанционного обучения. Это могут быть специализированные LMS - системы (системы управления обучением), платные или бесплатные, а также обычные сайты с закрытыми разделами. Сервисы, которые позволяют реализовать дистанционное обучение - это специализированная бесплатная LMS Moodle, различные CMS, например Joomla и т.п.
3. Индивидуальные предприниматели, авторы одного или небольшого числа курсов. Авторы, которые решили отправиться в самостоятельное плавание, также могут использовать различные площадки, в том числе специализарованные сервисы, которые рассчитаны на индивидуальное продвижение и поддержку онлайн-курсов.
4. Инфо-бизнесмены. Люди, которые предлагают свои услуги по продвижению. Всевозможные онлайн-школы и акселераторы. Используют различные технологии, которые позволяют создавать курсы, проводить вебинары и т.д. Самый бурно-растущий и нестабильный сегмент рынка. Здесь можно встретить и настоящих профессионалов своего дела и обыкновенных мошенников и шарлатанов.

Какой путь у автора, который хотел бы создать онлайн-курс? Либо обратиться в организацию или частные ВУЗы, реализующие дистанционные курсы, либо пытаться искать решение самому. И тот и другой варианты приемлемы. Единственная помеха в первом варианте, что не у каждого автора есть связи с ВУЗами или организациями и не каждая тема может подойти. Преподаватели ВУЗов очень ограничены в выборе тем, обычно именно ВУЗ указывает автору по какой дисциплине и на какую тему необходим курс.

Например, если вы умеете делать красивые открытки и хотите сделать курс о том, как сделать классную открытку, то скорее всего - это та тема, с которой придется пуститься в самостоятельное плавание.

Что следует понимать - за каждым созданным онлайн-курсом стоит команда профессионалов. Ниже приводится примерная картина, кто может быть в команде.

1. Непосредственно автор материала. Эксперт по своей тематике. Это человек, который знает свою тему, обладает опытом и практическими навыками по теме, может написать или прочитать лекцию.
2. Методист. Тот, кто продумывает педагогический дизайн, структуру курса, из каких компонентов курс состоит.
3. Технический специалист - тот, кто занимается поддержкой платформы на которой размещен курс. Либо администратор, либо программист. Этот специалист понимает все технические нюансы использования платформы.
4. Маркетолог и продавец - тот, кто отвечает за продвижение онлайн-курса. За конкурентный анализ, за набор, поступление оплат и т.д. и т.п.
5. Специалист поддержки. Тот, кто непосредственно взаимодействует со студентами, зачисляет группы, следит за документацией, вносит обновления по материалам курса и т.д.
6. Менеджер-координатор, менеджер проекта - тот, кто руководит всеми специалистами, взаимодействует с авторами и тех. поддержкой, проводит согласования по срокам запуска, по наполнению курса и пр.

Приведенный функционал - достаточно условен. Один человек может решать различные задачи. Когда вы приходите в организацию и организация забирает некий процент за запуск и реализацию онлайн-курса - процент может быть очень большой ровно потому, что над тем, чтобы курс был успешен, работает целая команда, прежде, чем запустить какой-либо онлайн-курс проводится маркетинговое исследование, составляется план запуска курса.

Иногда нецелесообразно запускать даже очень интересный курс потому, что он не окупит себя, и расходы на его создание и продвижение.

Грамотно подобрав платформу вы можете, благодаря платформе, сократить часть функционала, который должен выполняться специалистами. Платформа или сервис онлайн-образования может предлагать интерфейс для размещения курса, который понятен без специальных технических знаний на уровне продвинутого пользователя. Платформа также может предлагать и продвижение.

Некоторые задачи очень важны в процессе запуска курса, например:
1. Осуществление набора - коммуникации с абитуриентами (ответы на вопросы: как оплатить, что за курс и т.д.)
2. Информирование о курсе - подготовка и размещение текстов, анонсов и пр. на различных площадках
3. Создание и обновление материалов курса.
4. Коммуникация со студентами курса в процессе обучения
5. Выбор платформы для онлайн-образования и пр и т.д., и т.п..

И самое важное: у вас должны быть готовы все материалы самого курса!

Исходя из этой статьи думаю каждый автор понял, как это непросто - создать свой онлайн-курс. Недостаточно подготовить материалы, надо выбрать партнеров или специалистов для реализации и быть крайне внимательными при этом выборе.

В следующей части мы расскажем о том из чего может состоять онлайн-курс, т.е. о структуре курса и типе материалов из которых он может состоять.
Дата публикации: 26 мая 2019
© EduNote.ru, 2017-2019