Образовательный портал
О дистанционном образовании. Критерии успеха при запуске онлайн-курса.
Цикл статей для авторов онлайн-курсов и тех, кто хочет ими стать. О том, как создать свой онлайн-курс. Об ошибках и чего следует избегать при разработке и продвижении онлайн-курса. Критерии успеха для онлайн-курса.

Часть 1. О рын­ке он­лайн-об­ра­зова­ния и тех, кто ре­али­зу­ет дис­танци­он­ное обу­чение.

В этой час­ти речь пой­дет об ос­новных иг­ро­ках рын­ка, спе­ци­алис­тах в сфе­ре дис­танци­он­но­го об­ра­зова­ния и фун­кци­она­ле, ко­торый не­об­хо­дим для соз­да­ния и прод­ви­жения он­лайн-кур­сов.


Сов­ре­мен­ные тех­но­логии поз­во­ля­ют каж­до­му эк­спер­ту и ав­то­ру ка­ких-ли­бо те­оре­тичес­ких и/или прак­ти­чес­ких ма­тери­алов сде­лать он­лайн-вер­сию сво­их лек­ций или це­лого кур­са.

На рын­ке он­лайн-об­ра­зова­ния очень мно­го спе­ци­алис­тов, ко­торые пред­ла­га­ют по­мощь. А так­же очень мно­го раз­личных тех­но­логий, с по­мощью ко­торых соз­да­ют­ся он­лайн-кур­сы. Как в них ра­зоб­рать­ся? Кому мож­но до­верять и что нуж­но сде­лать, что­бы он­лайн-курс стал по-нас­то­яще­му ус­пешным?!

Нач­нем с тех, кто пред­ла­га­ет дис­танци­он­ное обу­чение. Не­об­хо­димо по­нимать, что есть те, кто соз­да­ют кур­сы, те, кто раз­ра­баты­ва­ют удоб­ные IT-сер­ви­сы, для раз­ме­щения и прод­ви­жения он­лайн-кур­сов и спе­ци­алис­ты или ком­па­нии, ко­торые пред­ла­га­ют со­путс­тву­ющие ус­лу­ги - прод­ви­жение, кон­салтинг, ме­тоди­чес­кую под­дер­жку и пр.

Основ­ные иг­ро­ки:

1. Круп­ные ВУЗы. Такие ВУЗы обыч­но сот­рудни­ча­ют с круп­ны­ми пло­щад­ка­ми, ко­торые пред­ла­га­ют сер­вис для раз­ме­щения кур­сов, нап­ри­мер Coursera, Откры­тое об­ра­зова­ние и др.
Coursera и по­доб­ные сер­ви­сы со­дер­жат в се­бе и тех­но­логии для раз­ме­щения кур­са и инс­тру­мен­ты для его прод­ви­жения. Так­же ВУЗами мо­гут ис­поль­зо­вать­ся свои тех­но­логии. Круп­ные ВУЗы мо­гут пред­ла­гать дис­танци­он­ное об­ра­зова­ние не толь­ко сту­ден­там, но и про­давать свои он­лайн-кур­сы дру­гим ВУЗам и ор­га­низа­ци­ям, ока­зывая под­дер­жку и соп­ро­вож­де­ние.
2. Раз­личные ВУЗы и ор­га­низа­ции, спе­ци­али­зиру­ющи­еся на крат­косроч­ных кур­сах, до­пол­ни­тель­ном об­ра­зова­нии. Такие ор­га­низа­ции ред­ко поль­зу­ют­ся круп­ны­ми он­лайн-пло­щад­ка­ми, ча­ще ис­поль­зуя свои собс­твен­ные ре­шения для ре­али­зации дис­танци­он­но­го обу­чения. Это мо­гут быть спе­ци­али­зиро­ван­ные LMS - сис­те­мы (сис­те­мы уп­равле­ния обу­чени­ем), плат­ные или бес­плат­ные, а так­же обыч­ные сай­ты с зак­ры­тыми раз­де­лами. Сер­ви­сы, ко­торые поз­во­ля­ют ре­али­зовать дис­танци­он­ное обу­чение - это спе­ци­али­зиро­ван­ная бес­плат­ная LMS Moodle, раз­личные CMS, нап­ри­мер Joomla и т.п.
3. Инди­виду­аль­ные пред­при­нима­тели, ав­то­ры од­но­го или не­боль­шо­го чис­ла кур­сов. Авто­ры, ко­торые ре­шили от­пра­вить­ся в са­мос­то­ятель­ное пла­вание, так­же мо­гут ис­поль­зо­вать раз­личные пло­щад­ки, в том чис­ле спе­ци­али­заро­ван­ные сер­ви­сы, ко­торые рас­счи­таны на ин­ди­виду­аль­ное прод­ви­жение и под­дер­жку он­лайн-кур­сов.
4. Инфо-биз­несме­ны. Люди, ко­торые пред­ла­га­ют свои ус­лу­ги по прод­ви­жению. Все­воз­можные он­лайн-шко­лы и ак­се­лера­торы. Исполь­зу­ют раз­личные тех­но­логии, ко­торые поз­во­ля­ют соз­да­вать кур­сы, про­водить ве­бина­ры и т.д. Самый бур­но-рас­ту­щий и нес­та­биль­ный сег­мент рын­ка. Здесь мож­но встре­тить и нас­то­ящих про­фес­си­она­лов сво­его де­ла и обык­но­вен­ных мо­шен­ни­ков и шар­ла­танов.

Какой путь у ав­то­ра, ко­торый хо­тел бы соз­дать он­лайн-курс? Либо об­ра­тить­ся в ор­га­низа­цию или час­тные ВУЗы, ре­али­зу­ющие дис­танци­он­ные кур­сы, ли­бо пы­тать­ся ис­кать ре­шение са­мому. И тот и дру­гой ва­ри­ан­ты при­ем­ле­мы. Единс­твен­ная по­меха в пер­вом ва­ри­ан­те, что не у каж­до­го ав­то­ра есть свя­зи с ВУЗами или ор­га­низа­ци­ями и не каж­дая те­ма мо­жет по­дой­ти. Пре­пода­вате­ли ВУЗов очень ог­ра­ниче­ны в вы­боре тем, обыч­но имен­но ВУЗ ука­зыва­ет ав­то­ру по ка­кой дис­ципли­не и на ка­кую те­му не­об­хо­дим курс.

Нап­ри­мер, ес­ли вы уме­ете де­лать кра­сивые от­крыт­ки и хо­тите сде­лать курс о том, как сде­лать клас­сную от­крыт­ку, то ско­рее все­го - это та те­ма, с ко­торой при­дет­ся пус­тить­ся в са­мос­то­ятель­ное пла­вание.

Что сле­ду­ет по­нимать - за каж­дым соз­данным он­лайн-кур­сом сто­ит ко­ман­да про­фес­си­она­лов. Ниже при­водит­ся при­мер­ная кар­ти­на, кто мо­жет быть в ко­ман­де.

1. Непос­редс­твен­но ав­тор ма­тери­ала. Эксперт по сво­ей те­мати­ке. Это че­ловек, ко­торый зна­ет свою те­му, об­ла­да­ет опы­том и прак­ти­чес­ки­ми на­выка­ми по те­ме, мо­жет на­писать или про­читать лек­цию.
2. Мето­дист. Тот, кто про­думы­ва­ет пе­даго­гичес­кий ди­зайн, струк­ту­ру кур­са, из ка­ких ком­по­нен­тов курс сос­то­ит.
3. Тех­ни­чес­кий спе­ци­алист - тот, кто за­нима­ет­ся под­дер­жкой плат­формы на ко­торой раз­ме­щен курс. Либо ад­ми­нис­тра­тор, ли­бо прог­раммист. Этот спе­ци­алист по­нима­ет все тех­ни­чес­кие ню­ан­сы ис­поль­зо­вания плат­формы.
4. Мар­ке­толог и про­давец - тот, кто от­ве­ча­ет за прод­ви­жение он­лайн-кур­са. За кон­ку­рен­тный ана­лиз, за на­бор, пос­тупле­ние оп­лат и т.д. и т.п.
5. Спе­ци­алист под­дер­жки. Тот, кто не­пос­редс­твен­но вза­имо­дей­ству­ет со сту­ден­та­ми, за­чис­ля­ет груп­пы, сле­дит за до­кумен­та­ци­ей, вно­сит об­новле­ния по ма­тери­алам кур­са и т.д.
6. Менед­жер-ко­ор­ди­натор, ме­нед­жер про­ек­та - тот, кто ру­ково­дит все­ми спе­ци­алис­та­ми, вза­имо­дей­ству­ет с ав­то­рами и тех. под­дер­жкой, про­водит сог­ла­сова­ния по сро­кам за­пус­ка, по на­пол­не­нию кур­са и пр.

При­веден­ный фун­кци­онал - дос­та­точ­но ус­ло­вен. Один че­ловек мо­жет ре­шать раз­личные за­дачи. Ког­да вы при­ходи­те в ор­га­низа­цию и ор­га­низа­ция за­бира­ет не­кий про­цент за за­пуск и ре­али­зацию он­лайн-кур­са - про­цент мо­жет быть очень боль­шой ров­но по­тому, что над тем, что­бы курс был ус­пе­шен, ра­бота­ет це­лая ко­ман­да, преж­де, чем за­пус­тить ка­кой-ли­бо он­лайн-курс про­водит­ся мар­ке­тин­го­вое ис­сле­дова­ние, сос­тавля­ет­ся план за­пус­ка кур­са.

Иног­да не­целе­со­об­разно за­пус­кать да­же очень ин­те­рес­ный курс по­тому, что он не оку­пит се­бя, и рас­хо­ды на его соз­да­ние и прод­ви­жение.

Гра­мот­но по­доб­рав плат­форму вы мо­жете, бла­года­ря плат­форме, сок­ра­тить часть фун­кци­она­ла, ко­торый дол­жен вы­пол­нять­ся спе­ци­алис­та­ми. Плат­форма или сер­вис он­лайн-об­ра­зова­ния мо­жет пред­ла­гать ин­терфейс для раз­ме­щения кур­са, ко­торый по­нятен без спе­ци­аль­ных тех­ни­чес­ких зна­ний на уров­не прод­ви­нуто­го поль­зо­вате­ля. Плат­форма так­же мо­жет пред­ла­гать и прод­ви­жение.

Неко­торые за­дачи очень важ­ны в про­цес­се за­пус­ка кур­са, нап­ри­мер:
1. Осу­щест­вле­ние на­бора - ком­му­ника­ции с аби­тури­ен­та­ми (от­ве­ты на воп­ро­сы: как оп­ла­тить, что за курс и т.д.)
2. Инфор­ми­рова­ние о кур­се - под­го­тов­ка и раз­ме­щение тек­стов, анон­сов и пр. на раз­личных пло­щад­ках
3. Соз­да­ние и об­новле­ние ма­тери­алов кур­са.
4. Ком­му­ника­ция со сту­ден­та­ми кур­са в про­цес­се обу­чения
5. Выбор плат­формы для он­лайн-об­ра­зова­ния и пр и т.д., и т.п..

И са­мое важ­ное: у вас дол­жны быть го­товы все ма­тери­алы са­мого кур­са!

Исхо­дя из этой статьи ду­маю каж­дый ав­тор по­нял, как это неп­росто - соз­дать свой он­лайн-курс. Недос­та­точ­но под­го­товить ма­тери­алы, на­до выб­рать пар­тне­ров или спе­ци­алис­тов для ре­али­зации и быть край­не вни­матель­ны­ми при этом вы­боре.

В сле­ду­ющей час­ти мы рас­ска­жем о том из че­го мо­жет сос­то­ять он­лайн-курс, т.е. о струк­ту­ре кур­са и ти­пе ма­тери­алов из ко­торых он мо­жет сос­то­ять.
Дата публикации: 26 мая 2019
© EduNote.ru, 2017-2019