Образовательный портал
Применение дистанционных технологий в психологическом образовании
В данной статье описываются основные подходы к реализации дистанционного обучения в сфере гуманитарного образования. Определены ключевые факторы, эффективности электронного обучения. Описаны основные компоненты системы медиа - сопровождения: вебинары, трансляции видео, подкасты и пр.
Лиф­шиц М.В., Тяпин А.А., Гай­ду­чен­ко Е.Ю., Ершо­ва С.К. При­мене­ние дис­танци­он­ных тех­но­логий в пси­холо­гичес­ком об­ра­зова­нии// Ж. Элек­трон­ное обу­чение в неп­ре­рыв­ном об­ра­зова­нии. 2017. № 1 (4). С. 401-405.


Раз­ви­тие сов­ре­мен­но­го об­щес­тва дик­ту­ет оп­ре­делен­ные тре­бова­ния к уров­ню про­фес­си­ональ­ных зна­ний уча­щих­ся, а так­же к рас­ши­рению ре­пер­ту­ара пре­дос­тавля­емых об­ра­зова­тель­ных воз­можнос­тей. Внед­ре­ние ин­но­ваци­он­ных тех­но­логий поз­во­ля­ет сде­лать про­цесс обу­чения не толь­ко бо­лее дос­тупным, но и бо­лее эф­фектив­ным по ря­ду па­рамет­ров. Под­го­тов­ка спе­ци­алис­тов гу­мани­тар­ной сфе­ры предъ­яв­ля­ет осо­бые тре­бова­ния не толь­ко к их те­оре­тичес­кой, но и не­пос­редс­твен­но к прак­ти­чес­кой под­го­тов­ке [1, 2].

Воп­рос о воз­можнос­ти дис­танци­он­ных об­ра­зова­тель­ных тех­но­логий обес­пе­чить пол­но­цен­ную про­фес­си­ональ­ную под­го­тов­ку под­ни­ма­ет­ся дос­та­точ­но ос­тро в пос­ледние го­ды. Отсутс­твие не­пос­редс­твен­но­го кон­такта меж­ду пре­пода­вате­лем и сту­ден­том, а так­же спе­цифи­ка воз­можно­го ди­ало­га, ко­торый про­ис­хо­дит пос­редс­твом ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий, яв­ля­ет­ся ос­новным воп­ро­сом и проб­ле­мой дис­танци­он­но­го обу­чения. Осо­бен­ность обу­чения дис­танци­он­но так­же оп­ре­деля­ет спе­цифи­ку вклю­чения уча­щего­ся в об­ра­зова­тель­ный про­цесс [3].

На ос­но­ве 7 лет­не­го опы­та раз­ви­тия дис­танци­он­ных тех­но­логий в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се в Вос­точно-Евро­пей­ском Инсти­туте Пси­хо­ана­лиза (http://veip.org/) мож­но вы­делить сле­ду­ющие клю­чевые фак­то­ры, по­выша­ющие эф­фектив­ность обу­чения в дис­танци­он­ном фор­ма­те:
  • Обще­ние меж­ду пре­пода­вате­лем и сту­ден­та­ми в син­хрон­ном ре­жиме.
  • Обрат­ная связь сту­ден­там от пре­пода­вате­ля изу­ча­емо­го кур­са пос­редс­твом об­ще­ния на фо­руме, ком­менти­рова­ния вы­пол­ненных кон­троль­ных за­даний, лич­ные со­об­ще­ния в сис­те­ме обу­чения
  • Меж­личнос­тное об­ще­ние в груп­пе сту­ден­тов, осу­щест­вля­емое пос­редс­твом соз­да­ния об­щих тем для об­сужде­ний в со­ци­аль­ных се­тях, в фо­руме дис­ципли­ны и т.д. в це­лях вза­имо­обу­чения и уп­ро­чения со­ци­аль­ных свя­зей друг с дру­гом.
  • Под­дер­жка ме­тодис­тов (ть­юто­ров), ко­торые выс­ту­па­ют пос­редни­ками меж­ду пре­пода­вате­лями, сту­ден­та­ми и ПО.
  • Сис­темный под­ход в ор­га­низа­ции про­цес­са обу­чения, нап­равлен­ный на по­мощь сту­ден­ту в ос­во­ении не­об­хо­димо­го объ­ема изу­ча­емо­го ма­тери­алов в ли­мити­рован­ное вре­мя.

Поми­мо раз­но­об­ра­зия и ак­ти­виза­ции учеб­но­го про­цес­са учет этих клю­чевых фак­то­ров поз­во­ля­ет ми­ними­зиро­вать эф­фекты сту­ден­ческой прок­расти­нации и де­моти­вации.

В Вос­точно-Евро­пей­ском Инсти­туте пси­хо­ана­лиза этим фак­то­рам в дис­танци­он­ном обу­чении по раз­личным нап­равле­ни­ям в об­ласти пси­холо­гии уде­ля­ет­ся прис­таль­ное вни­мание [4].

На те­кущий мо­мент сис­те­ма ме­диа-соп­ро­вож­де­ния дис­танци­он­но­го об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са вклю­ча­ет в се­бя:
  • ви­де­олек­ции;
  • пря­мые эфи­ры лек­ци­он­ных и се­минар­ских за­нятий;
  • а­удио - под­касты
  • тех­но­логии пол­но­го при­сутс­твия "вир­ту­аль­ная ре­аль­ность" (360)
  • ве­бина­ры.

Фун­кци­они­рова­ние ла­бора­тории раз­ви­тия дис­танци­он­но­го об­ра­зова­ния в ВЕИП поз­во­лило ре­шить ос­новные за­дач:
  1. Раз­ви­тие ин­те­рак­тивнос­ти об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са (внед­ре­ны в сис­те­му обу­чения сле­ду­ющие воз­можнос­ти: пря­мые тран­сля­ции, ве­бина­ры, те­лемос­ты, учеб­ные веб-квес­ты)
  2. Раз­ра­бот­ка ка­чес­твен­но­го ме­диа-кон­тента элек­трон­ных учеб­ных кур­сов (ви­део, а­удио - ма­тери­алов, ви­део 360)
  3. Внед­ре­ние раз­но­об­разных форм он­лайн - вза­имо­дей­ствия “сту­дент - пре­пода­ватель” (он­лайн-се­мина­ры, ве­бина­ры - лек­ции, ве­бина­ры - дай­джес­ты, ве­бина­ры - тре­нин­ги).

Рас­смот­рим под­робнее каж­дый из этих тех­но­логи­чес­ких ком­по­нен­тов:
  • Виде­олек­ции
Соз­да­ние и ис­поль­зо­вание ви­де­оза­писей лек­ций поз­во­ля­ет сту­ден­там по­лучать ма­тери­ал не толь­ко в тек­сто­вом фор­ма­те, но в ви­део - фор­ма­те. Каж­дая ви­де­олек­ция снаб­же­на ил­люс­тра­ци­ями (пре­зен­та­ци­ями). Виде­олек­ции пред­став­ле­ны в двух фор­ма­тах: в пол­ном объ­еме а­уди­тор­ных ча­сов (про­дол­жи­тель­ность 1,5 - 2 ча­са) и ви­део - ком­мента­рии (15 - 30 ми­нут). Виде­оком­мента­рии ис­поль­зу­ют­ся внут­ри элек­трон­но­го кур­са - при пе­рехо­де от од­ной час­ти тек­сто­вого ма­тери­ала к дру­гой.
 
  • Пря­мые эфи­ры лек­ци­он­ных и се­минар­ских за­нятий
Пря­мые эфи­ры осу­щест­вля­ют­ся не­пос­редс­твен­но из а­уди­торий ин­сти­тута, в ре­жиме ре­аль­но­го вре­мени и поз­во­ля­ют сту­ден­там по­лучить ощу­щение не­пос­редс­твен­но­го на­хож­де­ния в а­уди­тории. Во вре­мя пря­мого эфи­ра сту­дент по­луча­ет воз­можность прос­матри­вать и прос­лу­шивать не толь­ко го­лос пре­пода­вате­ля, но и воп­ро­сы сту­ден­тов, воз­ни­ка­ющие в хо­де за­нятия. Сту­дент так­же име­ет воз­можность за­давать воп­ро­сы по ма­тери­алу пос­редс­твом ча­та (в ре­жиме он­лайн) и пос­редс­твом фо­рума (в ре­жиме оф­лайн).
 
  • Аудио - лек­ции
Воз­можность прос­лу­шивать лек­ции в а­удио - фор­ма­те ре­али­зу­ет­ся пос­редс­твом а­удио - под­кастов. Ката­лог а­удио - лек­ций дос­ту­пен сту­ден­там для прос­лу­шива­ния в ре­жиме он­лайн и оф­лайн. Воп­ро­сы, воз­ни­ка­ющие в хо­де ра­боты с лек­ци­он­ны­ми за­пися­ми, ад­ре­су­ют­ся пре­пода­вате­лю че­рез учеб­ный фо­рум.
 
  • Тех­но­логии пол­но­го при­сутс­твия "вир­ту­аль­ная ре­аль­ность" (360)
Орга­низа­ция се­минар­ских и тре­нин­го­вых за­нятий мо­жет про­водить­ся с по­мощью тех­но­логии до­пол­ненной ре­аль­нос­ти “360”, пред­став­ля­ющая со­бой ин­те­рак­тивную ви­де­оза­пись, в ко­торой уча­щий­ся мо­жет ви­деть всё, что про­ис­хо­дит вок­руг.
 
  • Веби­нары
Веби­нары обес­пе­чива­ют ин­те­рак­тивную связь уча­щего­ся с пре­пода­вате­лем в ре­жиме он­лайн. Веби­нары про­водят­ся в нес­коль­ких фор­ма­тах:
ве­бина­ры - лек­ции: от­ли­ча­ют­ся ак­тивностью пре­пода­вате­ля, ко­торый в те­чении оп­ре­делен­но­го вре­мени уде­ля­ет вни­мание те­оре­тичес­ко­му ма­тери­алу кур­са, де­монс­три­ру­ет пре­зен­та­цию или дру­гие ма­тери­алы. Роль сту­ден­та на ве­бина­ре та­кого фор­ма­та ско­рее пас­сивная - воп­ро­сы он мо­жет за­дать в кон­це ве­бина­ра.
  • ве­бина­ры - се­мина­ры: от­ли­ча­ют­ся ак­тивностью сту­ден­та, ко­торый вов­ле­ка­ет­ся в про­цесс об­сужде­ния воп­ро­сов кур­са со сво­ими од­ногруп­пни­ками. Пре­пода­ватель иг­ра­ет роль фа­сили­тато­ра, ру­ково­дя про­цес­сом об­сужде­ния. Сту­ден­ты учас­тву­ют в ве­бина­ре, ис­поль­зуя ви­де­ос­вязь.
  • ве­бина­ры - дай­джес­ты: фор­мат ве­бина­ра “воп­рос - от­вет”. Сту­ден­ты го­товят и за­да­ют пре­пода­вате­лю воп­ро­сы по прой­ден­но­му ма­тери­алу. Пре­пода­ватель да­ёт от­вет.
  • ве­бина­ры - тре­нин­ги: от­ра­бот­ка прак­ти­чес­ких на­выков про­водит­ся в фор­ма­те он­лайн - встре­чи. Про­цес­сом тре­нин­га ру­ково­дит пре­пода­ватель. Сту­ден­ты по­луча­ют за­дание, вы­пол­ня­ют его во вре­мя ве­бина­ра.

В пла­нах ла­бора­тории раз­ви­тия дис­танци­он­но­го об­ра­зова­ния в ВЕИП на­ходят­ся:
  • Раз­ви­тие ком­пе­тен­ций ме­тодис­тов и пре­пода­вате­лей в сфе­ре ин­но­ваци­он­ных тех­но­логий
  • Адап­та­ция ме­диа - кон­тента к ус­ло­ви­ям мо­биль­нос­ти сов­ре­мен­но­го сту­ден­та
  • Раз­ви­тие ин­ди­виду­аль­но – ори­ен­ти­рован­но­го под­хо­да в об­ра­зова­тель­ном про­цес­се.

В це­лом за­дача Лабо­рато­рии - сде­лать дис­танци­он­ное обу­чение еще бо­лее "жи­вым", "нас­то­ящим" и в пол­ной ме­ре обес­пе­чива­ющим нуж­ды сов­ре­мен­но­го сту­ден­та.

Спи­сок ли­тера­туры:
1. Андре­ев А.А. К воп­ро­су об оп­ре­деле­нии по­нятия "Дис­танци­он­ное обу­чение" // Дис­танци­он­ное об­ра­зова­ние. 1997. № 4.
2. Андре­ев А.А., Сол­даткин В.И. Дис­танци­он­ное обу­чение: сущ­ность, тех­но­логия, ор­га­низа­ция. М., 1999.
3. Гор­бу­нова О.В. Раз­ви­тие субъ­ек­тнос­ти у сту­ден­тов в про­цес­се дис­танци­он­но­го обу­чения: Дис. ... канд. пед. на­ук / Ниже­город­ский гос. ар­хи­тек­турно-стро­итель­ный ун-т. Ниж­ний Нов­го­род, 2006.
4. Сыть­ко М.В. Основ­ные фак­то­ры адап­та­ции пер­во­кур­сни­ков к обу­чению в ву­зе // Совет рек­то­ров. ­ 2011. ­ N 8. ­ с. 70 ­

Ссыл­ка для ци­тиро­вания:
Лиф­шиц М.В., Тяпин А.А., Гай­ду­чен­ко Е.Ю., Ершо­ва С.К. При­мене­ние дис­танци­он­ных тех­но­логий в пси­холо­гичес­ком об­ра­зова­нии// Ж. Элек­трон­ное обу­чение в неп­ре­рыв­ном об­ра­зова­нии. 2017. № 1 (4). С. 401-405.

Дата публикации: 13 ноября 2017
© EduNote.ru, 2017-2019