Top.Mail.Ru
СДВГ: от детской гиперактивности к взрослым стратегиям адаптации
В статье рассматриваются ключевые аспекты СДВГ: нейробиологические механизмы, роль генетики и среды, а также характерные проявления, включая нарушения исполнительных функций и эмоциональной регуляции. Рассматривается влияния социальных факторов, включая семейную и образовательную среду в детстве, на формирование и выраженность симптомов во взрослом возрасте. Время чтения — 7 минут. Автор — Ольга Г. Архипова
В данной статье мы познакомимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и с тем, как он проявляется у взрослых людей.

Что же такое СДВГ?


Я в своей работе исхожу из того, что СДВГ имеет биопсихосоциальную природу. Это расстройство нейроразвития, возникающее в результате сложного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, которые проявляются стойкими нарушениями внимания, гиперактивностью, импульсивностью и значительно затрудняют адаптацию в повседневной жизни.

В бытовой среде существует мнение, что СДВГ — это просто современное изобретение. Но он был и раньше, просто в процессе развития науки и прогресса учёные стали видеть многое из того, что было незаметно до этого. Сейчас выявляется все больше и больше случаев СДВГ, потому что появилось много информации о том, почему эта особенность у людей появляется, и как им с ней живётся. А непослушные, непоседливые дети были всегда. Кроме прочего, люди становятся более психологически грамотными, читают больше книг. Это стимулирует их интерес к себе, к своим особенностям, к своим способностям и неспособностям. И симптоматика СДВГ перестаёт быть просто симптоматикой. Она становится зачастую медицинским диагнозом.

Ребёнок с генетическим риском СДВГ, растущий и развивающийся в хаотичной семье, не получающий помощи в развитии навыков саморегуляции, получает симптоматику более тяжёлую, чем ребёнок с той же генетикой, но в поддерживающей среде. Почему начала говорить о ребёнке? Потому что СДВГ — это расстройство, которое не может появиться в каком-то возрасте произвольно. Биологические факторы проявляются в СДВГ в первую очередь через генетику. Доказано, что СДВГ является наследственным состоянием, наследственным расстройством. Очень часто взрослые люди с СДВГ обнаруживают у себя этот синдром в тот момент, когда приходят диагностировать своих деток, отправившихся в школу. У ребёнка появляются проблемы в обучении. Он проходит диагностические процедуры, специалисты рассказывают родителям больше о том, с чем они столкнулись у своего ребёнка. И родители с удивлением обнаруживают, что оказывается они имели те же сложности, просто не были диагностированы.

Также выяснилось, что гены, связанные с работой дофамина и норадреналина, влияют на импульсивность. Таким образом, биология показывает нам взаимосвязь между генетическим материалом, который мы получаем и тем, каким образом мы себя ведём впоследствии. Нейробиология говорит нам о том, что префронтальная кора мозга, отвечающая за контроль поведения, за произвольность, у людей с СДВГ функционирует не так, как у нейротипичных людей. Есть снижение в активности дофаминовых и норадреналиновых систем. Человеку с СДВГ гораздо сложнее себя мотивировать и концентрировать внимание.

Помимо того, есть и другие структурные особенности мозга, которые также влияют на проявление симптоматики СДВГ. Есть исследования, которые говорят о том, что курение, алкоголь во время беременности могут повлиять на формирование СДВГ у ребёнка. А также гипоксия плода, преждевременные роды, низкий вес при рождении.

Гиперфокус и поиск риска при СДВГ


Популярное мнение о том, что СДВГ вызывают смартфоны ошибочно. Люди с СДВГ, дети с СДВГ часто интересуются играми и смартфонами, но они не являются причиной возникновения СДВГ. Скорее это следствие, а не причина.

О психологии в разрезе СДВГ можно говорить следующим образом. Во-первых, у людей с СДВГ есть некоторые когнитивные особенности, связанные с познавательной сферой. Нарушение исполнительных функций порождает трудности с планированием, организации времени, то есть неспособностью своевременно делать запланированные дела. С параличом действий, когда человек физически не способен приступить к каким-то действиям, хотя желает этого и у него есть для этого все возможности. И со слабой оперативной памятью, которая не позволяет удерживать инструкции. Дефицит внимания проявляется в лёгкой отвлекаемости и в таком особенном состоянии, которое встречается у людей с СДВГ, это гиперфокус.

Гиперфокус — это непроизвольное, неуправляемое погружение в какую-то интересующую тему настолько, что это может быть небезопасным. То есть гиперфокус полностью поглощает человека с СДВГ и отвлекает его от нужных дел, от необходимости следить за своим физическим состоянием. В гиперфокусе человек может не есть, забыть сходить в туалет, не спать и тому подобное.

Также у людей с СДВГ есть проявления эмоциональной дисрегуляции, эмоциональные вспышки, вспыльчивость, резкость, смена настроения, низкая стрессоустойчивость, чувствительность к критике. Часто это из-за того, что в детстве ребёнок с СДВГ получал неадекватные объёмы критических замечаний. Сложности с мотивацией — это также то, что проявляется у людей с СДВГ. Недостаток дофамина двигает их к тому, чтобы сильнее себя стимулировать, выбирать все более и более сильные стимулы. Это риск поиска новых, ярких впечатлений, каких-то радикальных решений. И рискованное поведение разных видов, которое может колебаться от травмоопасных видов спорта до, например, небезопасного сексуального поведения, неразборчивости, которая может привести к неприятным последствиям.

Сложности с выполнением рутинных задач, они также связаны с недостатком дофамина. Выполнение обычных дел не даёт прилива удовлетворения. И человек с СДВГ зачастую живёт в дефиците позитивных эмоций. Он как будто бы несчастен. И ему почувствовать себя безопасным, удовлетворенным гораздо сложнее, чем другим людям, особенно если мы говорим о обычной жизни, обычных делах, в которой отсутствуют сильные переживания.

Как социум влияет и как СДВГ в социуме проявляется?


Эта схема работает взаимно в две стороны.
Семейные факторы, которые безусловно влияют на любого человека, на человека с СДВГ влияют также. Хаотичная среда усугубляет симптоматику. А так как мы знаем, что СДВГ генетически обусловлен, очень часто родители с СДВГ создают хаотичную среду, и ребёнок с СДВГ рождается в эту среду, и проблемы усугубляются просто потому, что нет кого-то, кто мог бы его упорядочивать и помогать ему упорядочивать свою жизнь. Жёсткие наказания ведут к росту тревожности. СДВГ очень часто соседствует с тревожностью. И это мешает концентрации внимания, упорядоченной и полномерной деятельности, ощущению своей способности выполнять то, что необходимо. Бесполезно наказывать ребёнка, который крутится, бесполезно наказывать ребёнка, который отвлекается, просто потому, что это не работает. А если родители признали, что у ребёнка есть проблемы, начинают его наоборот гиперопекать, начинают реализовывать за него функции самоконтроля, ты поел, попил, переоделся, помылся, встал ли ты, чтобы пойти в школу, сделал ли ты уроки. Таким образом, те навыки самоорганизации, которые должны у человека сформироваться в определённом возрасте, они не имеют шанса сформироваться.

Что делает школа? При взаимодействии со школой чаще всего сталкиваемся с тем, что ребёнок с СДВГ, в школе неудобен, классу и учителю неудобен. А он, конечно, неудобен, но только он не ленивый, не невоспитанный, он имеет некоторые особенности, которые плохо стыкуются с той системой, в которой ему предлагается обучаться. Есть требования, которые нужны для успешной работы с классом, когда все сидят ровно, учитель что-то рассказывает, а дети должны сидеть. Нет возможности встать, пройтись по классу. Школа зачастую является не самым комфортным местом для подрастающего человека с СДВГ, подростка и ребёнка. Но тем не менее есть классы, в которых дети могут находиться с тьюторами, семейная форма обучения, возможность присутствовать в школе неполный день, адаптивные программы. Школе для этого необходимо заключение.

СДВГ как синдром характеризуется тремя группами симптомов:

1.Невнимательность, трудности с удержанием внимания на деталях, частые ошибки, сложности в организации задач и действий, избегание задач, требующих длительной умственной нагрузки, прокрастинация различного рода, а также потери вещей, забывчивость в повседневных делах.

2.Гиперактивность — беспокойные движения, ерзания, кручение, бег. Чрезмерная неконтролируемая болтливость и трудности с отдыхом, неспособность отдыхать, неспособность переключаться с активной деятельности на восстанавливающие бездействие.

3.Импульсивность — неспособность ждать своей очереди, неспособность выдерживать напряжение, связанное с ожиданием чего бы то ни было. Когда нужно обязательно сказать, как только мысль пришла в голову, невозможно ждать ни минуты больше. Опасный аспект импульсивности — опрометчивые решения, без оценки рисков.

СДВГ бывает трёх видов:

1.С преобладанием невнимательности, когда большие трудности с концентрацией, забывчивость, дезорганизация.

2.С преобладанием гиперактивности и импульсивности, чрезмерная подвижность, нетерпеливость, импульсивное действие.

3.И смешанный тип, когда симптоматика этих категорий представлена более-менее равномерно.


Все эти проявления встречаются в разных комбинациях, степень их проявленности также может быть очень разнообразной. Таким образом мы встречаем людей с СДВГ, которые друг на друга не похожи, и это, конечно, затрудняет диагностику.

Автор: Архипова Ольга Геннадьевна - психолог, ОРКТ - практик, карьерный коуч и HR - эксперт с более чем 20-летним опытом работы. Организатор психологического центра "Частная практика" в Подольске. Член Ассоциации ориентированных на решение психотерапевтов и практиков (АОРПП) и Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС)

👇🏻Скопируйте это библиографическое описание, если хотите процитировать публикацию, указав дату обращения:

СДВГ: от детской гиперактивности к взрослым стратегиям адаптации// Edunote.ru // Архипова Ольга Геннадьевна [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edunote.ru/article-196 (дата обращения дд.мм.гг)



Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!




Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться: РАСПИСАНИЕ вебинаров
Рубрики:  
Опубликовано: 14 июля 2025
© EduNote.ru, 2017-2024
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567
Образовательная лицензия:
№ Л035-01271-78/00640744 от 13.02.2023
ИП Ершова С.К.
ИНН 781002919627
ОГРНИП 309784709000348
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.