Психоанализ в длинных сеансах: особенности динамики сессий
Материал не найден
Психоанализ в длинных сеансах: особенности динамики сессий
()
Разбор примера работы в длинном сеансе: "невозможность сдавать экзамен с первого раза."
Базовое мероприятие:
Фрагменты из книги "Основы микропсихоанализа. Продолжение идей Фрейда"
Микропсихоанализ – это метод психологического исследования, в основе которого лежит фрейдовский психоанализ.
Методика микропсихоанализа была открыта Сильвио Фанти в 1950-х годах и введена в работу в Италии профессором Никола Пелуффо ( Fanti S., 1983 & Peluffo N., 1976).
Специфика данной техники, от которой и происходит название, заключается в "длинных сессиях". Она состоит в возможности ориентироваться в длительности и частоте сеансов, в соответствии с психологическим состоянием субъекта, и c тем, как он выражает свои трудности. Сеанс длинный, он продолжается в течение двух – трех часов, иногда даже больше.
Конечная цель микропсихоаналитического сеанса состоит в том, чтобы сфокусироваться на тех деталях психической жизни, иногда микроскопических, в которых находится конфликтная клетка, определяющая причину страдания.
Длинные сессии стимулируют ассоциативную вербализацию, глубокую обработку и эмоциональные взрывы. Они ослабляют цензуру и контроль "Я" на вербальных выражениях.
В течение сеанса, как только исчезают обычные выражения, характерные для социального общения, вербализация потихоньку следует бессознательному направлению: то, что анализант говорит в определенном моменте сеанса, связанно с тем, что он сказал в самом начале. Возможно, эти вербализации касаются подобных переживаний или бессознательного желания, или аффекта. А еще они могут касаться определенного вытесненного материала. Кроме того, длинные сеансы имеют другую характеристику: в них ассоциации развиваются в больших сериях, которые ведут в бессознательное более прямым путем. Посмотрим, как происходит данный процесс. Пример: Молодой человек не может себе объяснить, почему он не способен сдавать экзамены с первого раза, несмотря на то, что он хорошо готовится и прекрасно знает предмет. Ему приходится пересдавать экзамены по два-три раза. В течение сеанса он внезапно меняет сюжет разговора и начинает рассказывать о своей супруге. Внезапно он вспоминает свою ревность к ней, которую он почувствовал однажды на вечеринке, когда увидел её, разговаривающую с его преподавателем. Он был уверен, что преподавателю удалось соблазнить его жену. Когда они с женой вернулись домой, он устроил скандал, который он вновь переживет на кушетке. Чуть позже, в течение того же сеанса он продвигается глубже в свое прошлое и вспоминает детство, когда его мать узнала, что отец ей изменил. Были серьезные супружеские ссоры и ребенок, находившийся между матерью и отцом, чувствовал себя раздвоенным, потому что каждая ссора заканчивалась тем, что мама выгоняла отца из дома и потом терзалась до его возвращения, которое обычно происходило спустя несколько дней.
Объяснение динамики этого длинного сеанса:
Таким способом, анализант осознал, что с навязчивым повторением экзаменов он поставил на сцену динамику семейного конфликта своих родителей, состоявшего из отказа и возврата. Этот пример хорошо иллюстрирует то, как разные темы связываются и обрабатываются в ассоциациях, имеющих общее бессознательное значение. Сеанс начинается с вербализации симптома (навязчивое повторение неудачи на экзамене), продолжается с рассказом современного события, которое дает первое выяснение симптома и заканчивается детским воспоминанием, которое полностью объясняет симптом.
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.