в 2023 г. прошел Конгресс по микропсихоанализу в Бергамо (Италия). Ниже предлагается краткий пересказ основных мыслей доклада доктора Даниэля Лизека, президента ISM, посвященный рассмотрению содержания понятия агрессивность в современном обществе, представлена полемика с идеями классического психоанализа.
Три стадии развития, открытые Фрейдом, являются в равной степени и психоагрессивными, и психосексуальными, как на это указал Пьер Кодони в своей статье "Агрессивность, влечение наравне с сексуальностью". Далее,
Сильвио Фанти выдвинул смелую психобиологическую гипотезу - он назвал агрессию основной деятельностью человека потому, что она напрямую подпитывается бессознательным, и пронизывает и структурирует все, о чем думает, чувствует и что делает человек. Агрессия предшествует сексуальности и лежит в ее основе: вспомним о насильственном проникновении сперматозоида в яйцеклетку и кровоточащей имплантации эмбриона, закрепляющегося на слизистой оболочке матки. Мы храним память о клеточной агрессии, которая сделала возможным наше существование.
Этот тип агрессии нейтрален и распространен повсеместно. Отсюда и
определение агрессии, которое дает словарь по микропсихоанализу:
"…деятельность, при которой психобиологические сущности в целом способствуют гетеросамосохранению или ауто- и гетеродеструкции". Это очень обширное определение позволяет также рассматривать и конструктивную агрессию.
Фрейд всегда подчеркивал превосходство фаллического над женским. Но на него влияла патриархальность того времени. В наши дни женщины стремятся занять место в семье и обществе наравне с мужчинами.
Агрессивность, о которой я говорю,
не имеет пола. Возможная фрейдистская интерпретация может быть такой: женщины по-прежнему находятся в пассивном положении, как и в предыдущем столетии, и испытывают часть агрессии опосредованно, проецируя ее на мужские элементы. Но я думаю, что сегодня такое объяснение уже не может нас удовлетворить. Большинство современных женщин позволяют себе открыто выражать свою агрессию. Иногда более тонко, чем мужчины, иногда коварно, а иногда и путем совершения насилия.
Тем не менее, у мужчин печальный послужной список в том, что касается бандитизма. И именно мужчины несут основную ответственность за насилие в семье, которое широко распространено. Просто подумайте о пугающем количестве убийств женщин и жалоб на "сталкинг". Среди обычных и частых проявлений агрессивности не будем забывать о бесчисленных проявлениях нецивилизованного поведения и грубых приставаниях, которые, к сожалению, являются прерогативой мужчин.
Почему существует такая большая разница между мужским и женским в отношении агрессивности? Ответ, который я попытаюсь дать, будет аналитическим.
Прежде чем мы перейдем к разбору
микропсихоаналитической точки зрения, рассмотрим классический фрейдистский аспект. Он основан на преобладании фаллоса в теории психоанализа. В этой теории половой член - единственный репродуктивный орган, о котором знает бессознательное, и женское будет проживаться только через негатив — например, отсутствие чего-либо. В то время как мужское начало отмечено страхом потери, женское характеризуется недостатком, вызывая пресловутое "желание пениса", любимое фрейдистами и кляйнианцами.
На мой взгляд,
микропсихоанализ не может оставаться в стороне от этой фаллоцентрической концепции, которая основана на обмане. Действительно, мужчина вполне может вообразить, что фаллос дает абсолютную силу. Но это иллюзия. Если сила и есть, то она очень относительна и даже ничтожна. Действительно,
длительные сеансы указывают на то, что отношение к пустоте является ключевым фактором, определяющим бессознательную динамику. Однако, как пишет Фанти в книге "Человек в микропсихоанализе", у женщин отношения с пустотой лучше. Это наделяет женственность спокойной силой, которая позволяет ей высмеивать фаллическое хвастовство. Если, конечно, наша патриархальная цивилизация этому не препятствует. Вот что говорит об этом психиатр, которого Фанти цитирует в своей работе:
"В своем знакомстве с пустотой женщина никому ничего не должна. [ ... ] Цепляясь за соломинку защищающей в силу своей неизменности пустоты, женщина смеется над мужчиной, прикованным к скале своего пениса, оплота всех иллюзий".
Вернемся к агрессии. Пионеры психоанализа говорили о пассивной женской позиции, при которой женщина опосредованно проявляет свою агрессивность, проецируя ее на мужчину. Я думаю, что
сегодня женщина напрямую выражает свою агрессию, но она делает это иначе, чем мужчина - в другой среде и другим способом.
Давайте сначала рассмотрим среду: женщина склонна выражать свою агрессию в основном в узких кругах, например, в семье или на рабочем месте. Мужчине, в свою очередь, свойственен более широкий размах. Поэтому войны ведут в основном мужчины.
Теперь давайте рассмотрим способ. Женская агрессивность, как правило, менее откровенная и более утонченная. Женщина плетет интриги. Однако в каждом из нас есть и мужское, и женское начало. Таким образом, агрессивность остается достаточно гендерной. Можно вообразить, что в будущем этого будет меньше и общество уже не отличается толерантностью к жестокому насилию. Так
какова же судьба нашего агрессивного потенциала?
Важный вариант этой судьбы –
вытеснение. Подавленная агрессия может выражаться в невротических симптомах, как в случае
невроза навязчивых состояний. Агрессия также может быть соматизирована, как это наблюдается при некоторых
психосоматических заболеваниях — таких, как язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или спастический колит. Я привожу примеры на данную тему в книге "Телесные недуги на диване. Психосоматическая перспектива". К счастью, у агрессии может быть другая судьба, которая, кстати, встречается чаще - это
сублимация. Об этом меньше говорят, но эта судьба важна. Насколько мне известно, первым, кто задумался о сублимации агрессии, был пионер психоанализа
Карл Абрахам. Он посвятил этому статью, вышедшую в 1911 г. Я обращался к этому понятию в тексте, опубликованном на итальянском языке 25 лет назад. Этот механизм необходим для разрешения следующего парадокса: человек обладает огромным агрессивным потенциалом, но чаще всего он живет мирно и устанавливает теплые отношения практически в любой ситуации.
Сублимация агрессивности разрешает этот парадокс.
В сублимированной агрессии разрушение смягчается и отклоняется от своей цели. Затем агрессивность используется для конструирования. Этот механизм должен был существовать всегда. Давайте подумаем об оседлости наших далеких предков: какое насилие им пришлось совершить, чтобы расчистить землю для ее возделывания! Мы также можем вспомнить насильственное воздействие, которое люди должны были оказывать на диких животных, чтобы одомашнить их.
Сублимация агрессивности имеет решающее значение для мирной социальной жизни и позволяет личности процветать. Ведь сохранение способов сублимации, которые применялись на протяжении всей истории, является одним из достоинств цивилизации и культуры. В 2022 г. министр внутренних дел Франции заявил:
"Необходимо остановить варваризацию части общества". Независимо от того, является ли это утверждение паникерским или нет, одно можно сказать наверняка: как разъяснил Фрейд,
цивилизация — это всего лишь тонкая корка на магме агрессивных побуждений, которые могут извергнуться в любой момент, подобно вулкану.
За хрупким защитным барьером цивилизации эти насильственные побуждения сохраняют свою пагубную силу. Их сублимация лучше обеспечивает личную реализацию, чем их подавление. То есть подобной сублимации придается большое значение среди культурных ценностей нашего общества. Отсюда следует, что очень важно предотвращать размывание таких культурных ценностей.
___________________________
Daniel Lysek, Президент Швейцарского института микропсихоанализа (Institut Suisse de Micropsychanalyse) Bergamo, 2023
Редакция:
Юлия Гордеева