Чего действительно хочет женщина, пришедшая в терапию с расстройствами пищевого поведения, переживаниями о своем теле и тревоге о детях. Исследуется вопрос желания женщины, ее субъектности и приглашает всех желающих на регулярный семинар ""Чего хочет женщина?" К терапии "женских расстройств" в психоаналитическом подходе".
Осторожно! В тексте много специфической лексики!
-1-
Вопрос "чего хочет женщина" актуальный в связи с тем, что женщина приносит на терапию специфические симптомы –
переедание, тревогу о детях, о своем теле и диффузную неудовлетворенность. Психоанализ начался с клиенток-женщин, но вопрос о том, в чем специфичность женского невроза до сих пор будоражит умы теоретиков современного психоанализа. Вопрос
специфичности женских неврозов лежит в специфичности или отличности женской сексуальности или женского желания.
Супер-Эго женщины гораздо менее сильно, чем у мальчика,- пишет З.Фрейд
У девочки мотив разрушения Эдипова комплекса отсутствует, поскольку
кастрация уже произошла. Поэтому он медленно исчезает, подавляется или даже сохраняется на протяжении всей жизни женщины.
Женское Супер-Эго "никогда не бывает столь неумолимым, столь безличным, столь независимым от своего эмоционального происхождения, как у мужчины". (цитирую по Жанин Шассге-Смиржель "Женская сексуальность, сборник, введение")
Внутренний конфликт нас отправляет в исследование того, как женщина может получить того, чего она желает, и как она этого не получает ( в силу выше сказанного, то есть слабого Супер-Эго и постоянно латентно действующего эдипового конфликта).
Это разворачивает нас к проблематике
удовольствия женщины. Чего хочет женщина, чем она хочет и как она хочет?
-2-
Как маленькая девочка узнает о своих половых органах, если она их не видит? Мы берём чистую ситуацию: когда нет зеркал, нет кино, нет картинок и нет сиблингов. Как формируется в "чистой" абстрактной девочке ее желание чего-то такого, что ей сложно выразить?
Вспомните про героиню из сериала
"Секс в большом городе" (Шарлотта), которая "узнает про свою вагину" только от взрослых подруг, и идет на нее смотреть в туалете ресторана через зеркальце, одолженной одной из подруг. Вот прекрасная метафора того, что знает девочка о своих гениталиях и своем органе удовольствия до определенного момента.
Рассмотрим ситуацию
с точки зрения биологии.
Как кошка узнает, зачем ей нужен кот, и в какое место должен попасть пенис ее кота?
Все равно ли пенису кота, куда попасть: в вагину кошки или анус по ошибке? Чувствует ли он разницу? В силу того, что котята все-таки рождаются, мы предполагаем, что именно вагина катектирована к моменту полового созревания, то есть вагина настаивает, чтобы пенис попал именно в нее, а не в анус, который рядом или куда-нибудь еще. Предполагаем, что это должно произойти к моменту
полового созревания, то есть появления месячных, если говорить про человека.
Это вопрос о женском удовольствии и его органе -
клитор или вагина? Все было бы просто, если бы у женщины была вагина только, но наличие клитора нас без конца отправляет в фантазию о недо-пенисе и недо-мужчине даже с точки зрения биологии.
То, что у женщины имеется клитор, который не выполняет никакой функции при проникновении, усложняет ситуацию с точки зрения теории удовольствия, ибо женщина может запутаться в трех соснах: органе чистого удовольствия ( клиторе, и тогда проникновения не нужно), органе "развитого удовольствия" (вагине, катектированной для проникновения) и собственно вагине, и вопрос об удовольствии здесь становится чисто культурологическим: я видела, что это хорошо - рожать детей, поэтому тоже этого хочу.
Как мы видим,
вопрос об удовольствии женщины сложнее мужского, что, вероятно, ставит их ( женщин) на ступень более сложного психического развития, а может более невротического положения. Это не считая аспектов невидимости или неочевидности для постороннего взгляда женского удовольствия (сравните с мужским: эрекция, длительность
полового акта, эякуляция – все очевидно – видно).
Как мужчине понять, что он удовлетворил свою женщину? Никак, если она ему это не артикулировала разными способами. Как она сама это понимает? Вариантов ответа столько, сколько клиенток в кабинете. Наличие оргазма иногда на самый правильный ответ, сложная версия – "в этот раз мне было с тобой хорошо" может означать что угодно.
Ласки до проникновения, возможно, как-то должны повлиять на вагину. Проблемы в локализации
оргазма у зрелой женщины (вагинальный или клиторальный) все еще продолжают "напрягать" психоаналитиков, где существует разделение на зрелый (вагинальный) и недозрелый (клиторальный).
Есть также и версия, что у зрелой психически женщины нет оргазма как такового, а есть чувство легкости и спокойствия после соития (хочется добавить: от чувства выполненного долга), тогда как сильные оргазмические переживания могут указывать на пограничность структуры женщины. Без шуток.
Вопрос об удалении клитора довольно серьезно рассматривался в начале века как некая помощь женщине в своей психическом развитии. Что-то типа удаления аппендицита при рождении - не нужно, атавизм, да и проблем от него много. Если зрелость женщины – это отказ от клитора в пользу вагины, то что бы ей не помочь в этом?
Возможно нейробиологи могли бы нам приоткрыть завесу, что там на уровне нервных окончаний у клитора и вагины, срастаются ли они друг с другом и когда, и почему не сразу, и зачем это было так задумано природой.
(Кадр из фильма: "Цветок пустыни", 2009; короткоментражный фильм снятый Варис Дирие вместе с культовым фотографом Джоном Ранкином)
Другие специалисты, куда бы могли пойти психоаналитики со своим интересом – антропологи. Мы, кстати,
обнаруживаем в архаичных обществах истории по удалению клитора. Но если смотреть на эти истории с точки зрения примитивной эволюционной теории ( фу, примитивные сообщества), а с некоторой лояльностью (тогда люди знали, что им делать со своими телами не хуже нашего, от этого множество телесных и инициальных практик в помощь человеку, а не по скудости ума), то, возможно, нам есть, о чем призадуматься.
Отличается ли
оргазм зрелой женщины от "недозрелой" – вопрос чисто теоретический и несколько спекулятивный, на психоаналитиками задается вполне серьезно, и важен в клинической практике, ведь нам важно понять, чего хочет эта конкретная женщина, в чем ее невроз, является ли он отличительным от мужского, является ли специфически женским, или нет в нем никакой типологии. Нужен ли оргазм для проникновения как такового, или он работает как "зовущее желание" – что-то, что хочется получить где-то там?
"Женщина должна хотеть проникновения" – утверждение сейчас несколько опасное, возбуждающее к протестам феминисток, женщин чайлдфри и просто женщин "образованных" в русле современного контекста.
Каждая
женщина имеет право решать, насколько ей хорошо или плохо при замужестве, чадорождении, в ее одиночестве или полной свободе от общественных запросов. Но невроз никуда не делся, даже при абсолютной свободе. Девочка, выросшая в абстрактных идеальных условиях, – хочет ли она детей? Думаю да, с биологической точки зрения, раз человечество все ещё существует.
Хотя есть интересный эксперимент с мышами (Вселенная-25), в котором мыши при идеальных условиях существования перестают хотеть размножения, можно поспекулировать на победе влечения к смерти над жизнью, если бы быть уверенным в чистоте эксперимент.
Получается, что родовой инстинкт (по другой классификации семейная программа) работает не всегда, а как побуждение рода к выживанию в некоторых обстоятельствах, и если таковые изменяются, то инстинкт засыпает. Вагина перестает быть катектированной, снова вступает на арену чистое удовольствие, то есть клитор. Или по крайней мере может. Все это может произойти.
Тут можно пофантазировать, что условия исключительно
нарциссические ( есть все и все есть в избытке), и ничего не надо добиваться, что есть аналог симбиотиечской фазы, в которой нет потребности в объекте, и над всем владычествует абсолютный
аутоэротизм. Чего в живом реальном мире не бывает.
Не слишком ли глубоко мы закопались? Что хочет реальная "обыкновенная" женщина?
Женщина, пришедшаяся терапию расстройства пищевого поведения или, к примеру, бессонницы (тревожности/низкой самооценки- подставьте любое) –
что ей мешает спать или есть нормально? Что она хочет в корне своего желания?
-3-
Есть ещё один слой, в который хотелось бы окунуться для ответа на этот вопрос. Это слой, предлагаемый антропологами – знания об устройстве традиционных обществ, структурируемый обществом или культурой. Раньше женщина обретала свою субъектность через замужество и роды (здесь я ссылаюсь на антрополога Светлану Адоньеву, чьи статьи и лекции можно найти по ссылке
PRAGMEMA) и даже раньше.
(Картина: Художник К.Е. Маковский - "Под венец")
Девочка имела право на своё (приданое) еще в семье, и через приданое она входила в семью мужа и
становилась субъектом. Окончательная субъектность девочки обреталась
в позиции свекрови, то есть через рождение мальчика – сына своей невестки.
Оставшись матерью девочек, женщина никогда не становится свекровью и не получает внуков в свою семью. Потому что невестка не обращалась за помощью по уходу за ребенком к своей матери - став женой своего мужа, женщина окончательно разрывала связь с матерью, так как переходила в иерархию семьи своего мужа. Свекровь имела право на ребёнка – она востребована невесткой в помощи по ребёнку – это
структура арахаичной русской семьи.
Путь субъектности девочки долгий – от сундучка с приданым, который только ее и больше ничей, потому что никому не принадлежит, до своего ребёнка и позже ребенка своей невестки (мальчика!). В конце этого цикла женщина становится
старшухой – той, которая управляет связью с мертвыми( потомками и родом), то есть переходит на последний уровень своего индивидуального развития в архаичном обществе.
В этом пути все логично и встроено, востребовано.
Связь старшухи (старшая женщина в роду хозяина) с мертвыми настолько же важна, насколько важна связь ребенка через пуповину у ребенка с матерью. Это связь определяет путь индивида после смерти – он не уходит в никуда, он уходит в вечность и к своим предкам, которые его ждут и встречают, мир которых обустроен в некоем "там".
Женщина востребована в каждом своём этапе, ее нарциссизм обеспечен культурой рода на уровне свадьбы она востребована своим мужем, который также и только через свадьбу обретает свою субъектность, а именно право распоряжаться выделенным на свадьбе ему хозяйством –всем, что он теперь благодаря женитьбе имеет и за что несёт ответственность.
Женщина
обретает в архаичной семье свою субъектность чуть ли не раньше мужчины – это то, что мы узнаем от антропологов. И это в некотором смысле ставит нас в сложное положение при ответе на вопрос, чего же хочет женщина – пенис мужчины, ребенка от отца, грудь матери.
Либо женщина хочет субъектности, но получает ее в силу своего биологического устройства через ребенка, а архаическая семья плавно ее проводила по всем этапам этого "развития".
🌺Больше про это на цикле семинаров:
"Чего хочет женщина? К терапии "женских расстройств" в психоаналитическом подходе"
🍒Первая встреча 19 октября в 18:00 по мск - "РПП и расстройства образа тела современного человека"