Итак, на прошлом семинаре на примере статей Жильбера Дяткина и Ханны Сигал мы обсуждали нарциссизм малых отличий больших групп, почему близкие народы могут проявлять такую сильную жесткость по отношению друг к другу. Мы также обсудили, что избегание чувства вины приводит к колесу нового насилия. Война начинается как попытка избежать вины за прошлую войну (на примере операции "Буря в пустыне").
Колесо насилия, порождающее само себя, — предмет исследования французского философа Рене Жирара. Большая группа рождает миф о себе самой.
Длительность встречи: 1,5 ч.
Стоимость доступа к видеозаписи и доп.материалам: 1750 р
Выдается сертификат на 2 акад. часа и предоставляется доступ к видеозаписи не менее чем на 6 мес.
Внимание! На каждый семинар будет открываться отдельная страница с анонсом и регистрацией. Записывайтесь, пожалуйста, на страницах внизу, чтобы получать уведомление со ссылкой на семинар в день его проведения.
Приобрести весь цикл за 9500 р.
Миф универсален:
- В городе случается беда;
- В город приходит иностранец;
- Суд выясняет, что иностранец повинен в беде города;
- Его приносят в жертву;
- Беда проходит.
Жирар предлагает совершенно новое прочтение мифа об Эдипе. Это миф о роке, но рок, по сути, решение пророка. Это миф о козле отпущения. Кого-то необходимо принести в жертву, чтобы остановить групповое насилие. Понятно, что в более поздних версиях мифа герой приносит себя в жертву сам "героическими" поступками.
Следующая проблема: большая группа пытается скрыть следы мифа в самом мифе. Зачем? Избежать работы горя, декодировать миф, скрыть следы сути жертвоприношения.
Третья особенность: в мифе всегда находятся следы брата или близнеца. Очевидно, среди братьев и начинается борьба за наследство и кто-то из братьев должен быть принесен в жертву. Зачем в мифе брат? Каков миф нашей большой группы? Соответствует ли он этим универсалиям или отличается совершенно особо?
Наконец, есть ли у нашей большой группы особенности "национального характера"? Исследуем книгу культуролога Дэниел Ранкур-Лаферьера "Рабская душа русского народа" и его так называемый мазохизм и склонность к самоотречению и самопожертвованию.
Исторические вехи:
- Татаро-монгольское нашествие;
- Княжеская дань;
- Крепостное право, крестьянство и христианство, рабы божии;
- Русская баня и Иванушка-дурачок;
- Наконец, принятие христианства и особенности его "прочтения".
Точка зрения российского историка о богоносности русского народа: когда появилась эта идея и как она повлияла на российскую идентичность? К чему привела? Кто автор этого концепта?
Данила Богров, кто он? Герой? Жертва? Мазохист? В чем этот миф и как вращается колесо жертвоприношения в одном из самых неоднозначных и известных сериалов "Брат-1" и "Брат-2"? Что сделало произведения художника народным мифом? Почему одни произведения идут в полку, а другие пересматриваются и перечитываются десятки раз поколениями?
Мы открыли для себя роль участия психоаналитиков в психо-политических переговорах во время открытых конфликтов больших групп, динамику большой группы в открытом конфликте, ее закономерности и причины, пути выхода из колеса насилия.
Приглашаем на дискуссионную группу, которая состоится 1 июля в 16:00 по мск -
https://edunote.ru/course-519.
О ведущем:
Куликова Марина Геннадиевна - клинический психолог, групп - аналитик, психоаналитик, специализируется на теме: тело-вес-еда у женщин и мужчин, расстройства пищевого поведения у детей и взрослых, тревожные и депрессивные расстройства, проблемы отношений в паре мать-ребенок.
Для доступа к видеозаписи необходимо записаться и оплатить. После регистрации на этой странице сверху Вам будет доступна зеленая кнопка "Оплатить".