Поговорим о противоречиях женского эротического и материнского у женщин на примере случае с вульвовагинитом, булимией и анорексией. Рассмотрим статью Жаклин Шаффер "Возможна ли символизация женского?"
Встречаемся 12 сентября, в 18:00 по мск, Zoom
Статья издана Жаклин Шаффер в книге 2008 года "Тело, акты отыгрывания и символизация", среди других авторов Рене Руссийон ("Тело и акты посланий"), Клод Смаджа ("Эссенциальная депрессия, негативный след психосоматических воспоминаний").
Что интересно, на эту тему есть статья Жана Курню (1998 года), названная в честь мужчин "Почему бедные мужчины боятся женщин?", где в принципе изложено очень хорошо проблематика вопроса поставленного в статье:
Как репрезентировать женское? И если никак , то оно естественно внушает ужас. Что же касается аналитиков-женщин, они не создают из этого метапсихологии (касательно женского эротического). Невыразимое: женщины решительно ничего не говорят об этом пике их вероятного наслаждения, можно предположить, что речь идет о строго охраняемом секрете. Речь, очевидно о женском оргазме, который также очевидно невозможно репрезентировать по сравнению с мужским, поддающимся простой визуализации и образности. Женщины ничего не говорят об их наслаждении, поскольку оно невыразимо, нерепрезентируемо и, возможно, слишком интенсивно, чтобы быть "репрезентируемым" и запоминаемым в том смысле, чтобы репрезентации смогли "возвратиться".
Жаклин Шаффер берет свое слово.
Она описывает три клинических случая гомосексуальности и расстройств пищевого поведения у женщин как часть своего концепта более общего концепта "отказа от женского".
Женское не равно женственность (термин введен Жоан Ривьер в 1929 году), уточнен Моник Курню Жанен ( книга "Женское и Женственность", в которую входит статья "Шкатулка и ее секрет" 1998 года).
В чем проблема женского, Шаффер уже уточнила ранее в своей статье концептуальной статье "Женское и Пищевое" ( 2002г.), где расстройства пищевого поведения - это закрытость тела и психики либидинозному влечению и эротическим объектам. Это закрытие связано с первичными объектами и страхом их вторжения и объект спутывается с влечением, а влечение превращается в потребность и оргаистическое удовольствие.
Это важный вклад в теорию психоанализа и ответ на вопрос, что первично: влечение или объект.
Но потребовалась еще одна статья, посвященная опять РПП, теперь речь о разрыве между материнским и женским эротическим.
Отказ от женского предполагает отказ либо от материнской, либо от эротической способности женщины. Почему эти две просто не уживаются рядом?
Шаффер предлагает интересную метафору тессеры - монеты, являющейся пропуском к играм и талисманом к мировым переговорам. Тессера пилилась пополам так, что две половинки вкладывались одна в другую, обретая свою целостность и дающая допуск к удовольствию или перемирию.
Формат: вебинар состоится
12 сентября 2024 г, в 18:00 по мск, онлайн
Стоимость:
1750 р.
Длительность встречи: 1,5 ч.
Участникам предоставляется доступ к видеозаписи проведенного вебинара не менее чем на 6 месяцев и сертификат на 2 акад. часа. Внимание, продление срока - платное
Внимание! Эта встреча часть целого цикла, который можно купить полностью со скидкой или приходить на отдельные встречи. Запишитесь внизу страницы, чтобы участвовать в этой встрече или приобретите весь цикл: Французская школа влечений и расстройство пищевого поведения: специфический женский ответ
Приобрести весь цикл встреч "Французская школа влечений и расстройство пищевого поведения: специфический женский ответ" за 5950 р.
Автор предлагает три истории женщины - две с РПП и одну с вульвовагинитом.
РПП- расстройства пищевого поведения являются манифестацией чего-то такого, что должно приоткрыть завесу тайны женского, попыткой репрезентации, провалом неудавшейся символизации. Разгадка РПП у женщин- разгадка проблемы не-репрезентированности женского.
Мы можем видеть, как на анальной фазе решаются судьба гомосескуальности/гетеросексуальности, парности/одиночества и пищевого поведения, то есть отношения женщины к своему телу как к эротическому источнику удовольствия и продолжения рода.
Анальная фаза важна для выделения индивидуальности в силу овладевания сфинктерами и завершает процесс перехода бесполого ребенка в отдельную личность того или иного пола, то есть процесс его идентификации, его выхода из позиции тела, вставленного в тело матери. Анальная фаза важна для женского. Здесь женщина будет стоять, по сути, перед тремя выборами: гомосексуальность, маскулинность, РПП (полиморфное телесное наслаждение), какой из выборов может позже привести к так называемой "нормальной сексуальности"?
Анальная фаза предшествует фаллической, где женщину поджидают очередные трудности: фаллическая логика женщины и опять злоупотребеление телом и красотой, создание так называемой женственности, которая обеспечивает очередной переход к истинному полу, если не создает очередную ловушку для женского.
Фаллические защиты важны для женщины с ее еще невидимой частью женского, если не превращаются в ловушку для нее самой.
Шаффер настаивает, что у женщин есть репрезентации женского.
Это очень интересная статья, которая исследует женское без отсылки к пенису или его отсутствию, апеллирующая к наличию женского у женщины, но его надо уметь увидеть.
Оно (женское) видно и известно отцу, который смотрит на будущую девочку и передает ей это своей знание: "Я знаю, что ты станешь истинной дарительницей наслаждения". Этот взгляд девочка потом увидит в каждом взгляде каждого мужчины, смотрящего на нее. Если не запутается в зарослях своей женственности.
О ведущей:
Куликова Марина Геннадиевна - клинический психолог, групп - аналитик, психоаналитик, специализируется на теме: тело-вес-еда у женщин и мужчин. Расстройства пищевого поведения у детей и взрослых. Тревожные и депрессивные расстройства. Проблемы отношений в паре мать-ребенок.
Для участия необходимо записаться, в день вебинара Вам на указанный e-mail придет ссылка на участие во встрече в Zoom. При оплате вебинара вы получите доступ к записи вебинара, сертификат и перевод статьи Жанин Шассге-Смиржель.