
Маргарет Малер и ее вклад в современный психоанализ
Маргарет Малер, исследовательница венгерского происхождения, позже эмигрировавшая в США, внесла ряд революционных идей в психоаналитическую теорию. Будучи ученицей Ференци, а позднее Хелен Дойч, и соответственно последовательницей Фрейда, она провела ряд масштабных исследований детей и оказала большое влияние на психоаналитическую теорию по обе стороны океана.
Она доказала ,что именно реальный опыт отношений с первичным объектом (чаще всего матерью) является ключевым элементом становления психики ребенка. Ранее акцент делался на влечениях самого ребенка (Фрейд) или его фантазиях об объекте (Кляйн).
Она впервые провела лонгитюдные исследования здоровых детей в обычных условиях их развития в семье, и показала, как появляется идентичность (Я) и представление о другом. Исследователи до нее в основном опирались на опыт работы с больными детьми-пациентами (Кляйн, работа с психозами), либо — в больницах, тюрьмах, приютах (Шпиц, Боулби).
"Когда младенец способен ждать и уверенно рассчитывать на удовлетворение, — только тогда можно говорить о зарождении Эго, а также о симбиотическом объекте <>. Это становится возможным благодаря тому факту, что в памяти, по—видимому, сохраняются следы удовольствия от удовлетворения, связанные с памятью о перцептивном гештальте материнской заботы". (1)
Провела несколько масштабных исследований аутизма и детского психоза. Она ввела такие понятия как симбиотический объект, симбиотическая диада, которые сегодня стали классическими.
"Ключевое нарушение раннего инфантильного аутизма — заключается в неспособности ребёнка воспринимать Гештальт матери. Кажется, что нет перцептивного различия между внутренним и внешним миром; ребёнок, кажется, не осознаёт своего "я", отличным от неодушевлённой среды".
Малер выдвинула гипотезу о стадии горевания по утраченному симбиотическому объекту (как только Я ребенка дифференцируется, т.е. ок 4-6 мес), которое у здоровых детей проходит сглажено, но которое не могут преодолеть психотические дети, что и приводит к появлению их патологических защит.
Малер провела связь между анаклитической депрессией (которую изучал Шпиц в приютах), которая является младенческой версией депрессивного психоза – и другими психозами. При анаклитической депрессии объект был потерян на продолжительное время, без возможности его адекватной замены, в то время как при симбиотических психозах (аутизме и шизофренических состояниях) значительной травмы разлуки зачастую не было.
"Главным событием, предшествующим в таких случаях инфантильному психозу, является распад того самого "кругового процесса": взаимные реципроктные отношения, позволяющие матери и младенцу посылать и принимать сигналы друг друга — возникает полная дезориентация между внутренним напряжением и удовлетворением из внешнего источника <>".
Малер создала стройную поэтапную теорию сепарации-индивидуации, как пути к константному внутреннему объекту: устойчивой репрезентации поддерживающего Объекта и Себя. Она объединила знания ее современников (Шпица, Боулби, Винникота, Якобсона и многих других) с тем, что она наблюдала в собственных исследованиях, и показала прямое практическое применение теории сепарации-индивидуации в работе с детьми с психопатологиями, а также со взрослой психопатологии психотического, пограничного и невротического уровней.
Если симбиоз проходит хорошо, на этой стадии, первичная идентификация происходит под позитивным знаком любви. Позже, после отделения (после выхода из симбиоза), ребёнок может столкнуться с "плохими", фрустрирующими, неприятными, а порой и пугающими переживаниями во взаимодействии с матерью и "другим", так что образ объекта может приобрести "отрицательную эмоциональную окраску" (Heimann 1966).
Чем менее постепенно происходит процесс сепарации-индивидуации, тем больше объект остаётся неусвоенным чужеродным телом, "плохим" интроектом во внутриличностной эмоциональной экономике. В попытках изгнать этот "плохой" интроект вступают в действие производные агрессивного влечения, и, по-видимому, возникает повышенная склонность идентифицировать себя с "плохим" интроектом (3) – о пограничной патологии.
О неврозах:
"Генезис неврозов у тех пациентов, чья главная сложность — нахождение "оптимального расстояния" между "я" и объектным миром. Колебания между стремлением слиться с репрезентацией хорошего объекта, с прежним (по крайней мере в фантазии) блаженным союзом с симбиотической матерью и защитой от повторного поглощения ею — эти механизмы являются результатом базового конфликта, существующего в подфазе сближения (1.5-2года ребенку). Сложные процессы развития подфазы сближения, несомненно, влияют на то, как ребёнок будет впоследствии справляться с Эдиповым кризисом" .(4)
Узнать о применении теории Малер в терапевтической работе со взрослыми пациентами можно в рамках регулярного семинара "Константный внутренний объект"
К курсу будут приложены классические статьи Малер и других исследователей, ранее не переведенные на русский язык, среди них:
— Человеческий симбиоз и превратности индивидуации, 1967
— О печали и горе в младенчестве и детстве: потеря и восстановление симбиотического объекта любви, 1961.
— Исследование процесса сепарации-индивидуации и возможного его применения к пограничным явлениям в психоаналитической ситуации (1971)
— О текущем состоянии инфантильного невроза (1975)
Автор: Валерия Скоробогатько — психоаналитически-ориентированный психотерапевт (французский психоанализ), сертифицированный гештальт-терапевт, специалист по работе с РПП и зависимым поведением.
👇🏻
Скопируйте это библиографическое описание, если хотите процитировать публикацию, указав дату обращения:
“Маргарет Малер и ее вклад в современный психоанализ// Edunote.ru // Валерия Скоробогатько [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edunote.ru/myarticles.php?197 (дата обращения дд.мм.гг)
Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!
Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться:
РАСПИСАНИЕ вебинаров