Top.Mail.Ru
Некоторые ключевые идеи по статье Андре Грина "Психоанализ и привычный ход мысли"
Андре Грин, в своей статье "Психоанализ и привычный ход мысли", предлагает нам идею того, что психоаналитическое мышление вступает в противоречие с привычным мышлением, определенным логикой целостности и последовательности. Это противоречие определяет и объясняет сложность формирования аналитического мышления. Мышления, направленного на понимание бессознательного и первичных процессов, ему присущих. Время чтения - 7 минут! Автор - Олег В. Аксиненко.
В этом дайджесте будет рассмотрена не вся статья Андре Грина "Психоанализ и привычный ход мысли" , но надеюсь, представленный материал вызовет у вас желание ее прочитать, если это ещё не сделано. А также втянет в размышления. Позволит вашим идеям возникнуть так, чтобы они обнаружили то привычное мышление, которое нам свойственно, и то непривычное, необычное, с которым нам надо столкнуться.

Начнём с того, что Андре Грин пишет про психики двух субьектов, вступающих во взаимодействие. Что это значит?

Приведем пример: клиент спродуцировал какую-то картину в ассоциативном ряду за счёт образного мышления. Достаточно ли этого? Как мы можем это толковать? Возникает ли необходимость в том, кто интерпретирует этот материал? Здесь я начинаю объединять пациента и аналитика. Ведь это и есть две психики, которые вступают во взаимодействие. Я думаю, что встреча двух психик, которую мы должны обеспечить, является общим контекстом понимания психоаналитической работы. С точки зрения функционирования, психика аналитика должна в чем-то отличаться от психики пациента. То есть должно быть принципиальное отличие психического способа думать в направлении понимания скрытых смыслов, от способа думать у пациента.


Почему интерпретация не работает


Фрейд сформулировал, что исходно воспринимаемая целостная психика на самом деле расщеплена. Мы предполагаем, что за целостной образной картиной, которую имеем, есть тот смысл, который для пациента скрыт. Это латентное содержание является нашим интересом.

Давайте зайдём в это размышление через симптом. Фрейд и позже психоанализ говорят нам о том, что симптом или какое-либо другое проявление психики множественно детерминировано. Смыслов больше, чем один. И пересечение этих смыслов создаёт очень сложную картину. Именно здесь возникает то понимание, почему, когда мы проинтерпретировали, казалось бы, явно очевидный смысл латентного содержания, иногда эта интерпретация не работает. Мы, может быть, и верно определили. Но есть второй смысл, третий, может быть, ещё. И полнота, совокупность этих смыслов, которые мы можем определить, распределяется в разное время аналитической работы. Что-то мы можем определить быстро, через короткое время. Предлагаем интерпретацию пациенту на втором, третьем году. А что-то откроется нашему пониманию значительно позднее.

И эта многослойность того восприятия и понимания, которые мы можем организовать, позволяет нам интегрировать разные смыслы, открытые в разное время, в одну общую интерпретацию понимания того, что организовано пациентом через совокупность проявлений, через сны, через симптом, через перенос и через его устойчивую картину взаимодействия с миром.

Логика надежды и логика отчаяния

Андре Грин предлагает нам два важных концепта. Это логика надежды и логика отчаяния. И мы понимаем, что пациент одновременно организовывает обе эти логики. И в симптоме, и в различном проявлении поведения, и в отношениях. Если мы понимаем только один смысл, упускаем второй, изменения не будут достигнуты.

Приведу цитату Фрейда: "Мы назвали психоанализом работу, посредством которой мы возвращаем в сознание больного вытесненное психическое содержание".Это ключевое с точки зрения того, что было сказано — наличие бессознательного и то, что у пациента есть непонимание латентного смысла, который разворачивается в различных его проявлениях. Когда мы можем понять возвращение в сознание вытесненного психического содержания, происходит аналитическая работа.

Но Андре Грин в своей статье говорит о том, что это совсем нелегко, потому что вступает в противоречие с привычным ходом мысли. А как мы понимаем, что такое привычный ход мысли? Он складывается через обычное понимание каких-то вещей. А психоаналитик должен смотреть многогранно, сквозь это обычное, обыденное, делая возможным воспринимать то, что кажется другому лицу невозможным.

Когда вы что-то воспринимаете, допустим, внешнее или самого себя, воспринимаете ли вы это как расщеплённое, разрозненное, или вы себя воспринимаете как что-то целостное? Мы что-то воспринимаем, какую-то ситуацию, находимся во взаимодействии с этой ситуацией, воспринятый образ у нас возник, дальше мы это интерпретируем. По этому поводу, в результате той интерпретации, которая у нас возникает, у нас возникает эмоциональный отклик, допустим, положительный или отрицательный. И мы в совокупности внешней ситуации и отклика на нее, а именно в совокупности когнитивного отклика (мысли восприятия), эмоциональной части (отклик на воспринятое, даже если смысл воспринятого остался неосознанным), интерпретации события и ситуации, обусловленной нашей эмоциональной реакцией мы чувствуем себя достаточно целостными. Это ощущение себя целостными, я думаю, является тем, что свойственно привычному ходу мысли, привычному мышлению, привычному восприятию себя. Точно такими же целостными воспринимают себя пациенты. И даже сильно нарушенные пациенты, пограничные пациенты, будут создавать то взаимодействие, в котором они будут утверждать эту целостность.

Бессознательное и расщепление


Наличие бессознательного обнаруживает наше расщепление, признание того, что есть часть нашей психики и построение отношений с внешним миром, как воспринимаемые на уровне сознания, и есть та часть, которая воспринимает это иначе, по-другому, и на это реагирует по-другому. Вот эту двойственность и предлагает нам Андре Грин в признании первичного и вторичного процессов, а также признания наличия двух логик - логики отчаяния и логики надежды, двух логик, определяемых отношением к объекту. И если мы помним о нашей расщепленности, о нашей двойственности, то мы можем это признавать и все время держать в фокусе того, что пациент тоже расщеплён. Но для этого мы должны помнить о своём собственном расщеплении.
Андре Грин говорит, что нет "нормального" эго. Эго психотично, потому что одновременно оно содержит в себе сознательное и бессознательное. Защитные механизмы Эго бессознательны. Мы знаем только об их работе по компромиссному образованию, по тому, что оказалось предъявлено. Но саму двойственность Эго мы не ощущаем. Признание не только своей амбивалентности, но и этой двойственности, которая существует в одновременном присутствии является внутренней аналитической работой. Целостность — это то, к чему мы так или иначе стремимся. И признать наличие этого расщепления, этой двойственности, является трудной задачей. И если мы этому не научились, мы плохо можем понимать пациентов с точки зрения их двойственности. Обретение понимания способности допустить одновременное существование этого "да" и "нет", является важнейшей задачей формирования психоаналитического мышления.


Первичные и вторичные процессы


Давайте теперь обратимся к особенности первичных и вторичных процессов. Андре Грин детально это не разбирает, но я думаю, не лишним будет это сделать.

Какие первичные процессы, в чем они будут заключаться? Из соответствующего раздела в "Словарь по Психоанализу психоаналитика" Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис пишут, что первичный процесс — особый тип функционирования психики, управляемый законами, отличными от тех, что лежат в основе мыслительных процессов, как традиционного объекта психических процессов. То есть вторичные процессы, это причинно-следственные процессы, построенные в логике рационального. А первичные процессы выстроены в логике нерационального или иррационального. В логике абсурда, одновременного присутствия "да" и "нет". И обеспечивается дополнительно к этому достаточно сложной совокупностью процессов, которые мы знаем, как сгущение, смещение в первую очередь. Смещение с одного представления на другое. Сгущение, обращение в противоположное. Множественное может быть представлено одним или одно может быть представлено множеством.
Очень важно бессознательное смещение, которое происходит во время психоаналитической работы. То есть замещение одного объекта, который представлен внутри, как, например, фигура матери, на внешний объект — аналитика.

Еще про смещение и сгущение. Смещение это то, что обеспечивает значение, представление, которое казалось бы было несущественным, незначимым. Но оно приобретает, за счёт того, что на него было смещено значимую часть отношений, приобретает большую психологическую ценность и значение, чем изначально могло бы обладать. Но эта ценность и значение исходят от другого представления. То есть мы всегда будем иметь некую замену.

Когда мы имеем дело с явлениями переноса, аналитик, по идее, чужой человек, но он приобретает эмоциональную значимость, именно за счёт того, что на него перенесены те линии отношений, которые адресованы другому лицу, значимому лицу матери или отцу. Если мы признаем только отношения с аналитиком, мы будем в серьёзном тупике.

В чем смысл первичных процессов? Первичные процессы приводят к тождеству восприятия. То есть, я воспринимаю, будет знак равенства — это есть. И если это есть, это даёт удовлетворение. Максимальным проявлением первичных процессов является галлюцинаторное удовлетворение желания. Первичная галлюцинаторная активность психики позволяет получить устранение неприятного переживания хотя бы на время.


Если человек двое - трое суток находится в пустыне без воды, у него возникает галлюцинация. Вплоть до того, что он ощущает, он пьёт холодную, освежающую воду, ощущает, как она стекает, но никакой воды нет. Первичные процессы направлены и связаны с первичным опытом удовольствия. Первичные процессы довербальны. Они всегда телесные, эмоциональные и образные.

Давайте теперь посмотрим на вторичные процессы. Ко вторичным процессам относятся бодрствующая мысль, внимание, восприятие, суждение и контролируемое действие. И их можно объединить мышлением. Мышление – это то, что использует слова, это то, что использует язык. Здесь мы уже имеем переход от первичных процессов к вторичным, когда вторичные процессы всегда ориентированы на внешнее, всегда ориентированы на реальность, на этот внешний объект. Тогда первичные процессы – это принцип удовольствия, а вторичные процессы – это принцип реальности.


Язык и бессознательное


Давайте теперь посмотрим на другую главу, про язык и бессознательное. Андре Грин говорит, что симптомы структурированы как язык. В нем содержится одновременно и рациональная логика, то есть причинно-следственная, и логика первичных процессов. Например - омонимия, когда одинаково звучащее слово "пол" одновременно репрезентирует реальный, конкретный пол, но в то же время это метафора чего-то другого, метафора тела. Язык приобретает это, проявляет законы, которые свойственны первичному процессу сгущения, смещения, обращения и противоположное. Мы говорим одно слово, но в нем одновременно и один смысл и другой, особенно если эти слова схожи по звучанию.

Обратимся к пациенту. Он приходит и говорит "мне плохо". И все, на этом все. Ещё у нас есть история пациента, поведение пациента. Он приходит вовремя, он опаздывает, он отменяет сессию, он заплатил, не заплатил. Поведение становится частью отношений и диалога с нами. Там слов нет. Он, например, опоздал на 5 минут. И если мы помним события прошлой сессии, что у него было основание на нас разозлиться, мы можем понимать, почему он опоздал. И, если он сам признает, что да, я злился на вас, то внутри пациента внешнее действие, которое он объяснял, соединится с его эмоциональным переживанием и злостью, как отношением к аналитику. И фактически мы сделаем в этой интервенции одномоментно уменьшение расщепления пациента. Пусть и не большое. Добавить туда пациенту ту мысль, что вы злились на меня так же, как на своего отца или на мать. И желание, чтобы меня не было и прийти, не прийти является компромиссным образованием. То есть опоздание является компромиссным образованием, чтобы я одновременно и был, и не был. И если мы можем из текущего актуального уменьшить расщепление, добавить туда историю, то мы уже уменьшаем большее расщепление. Расщепление между любовью и ненавистью по отношению к значимой фигуре. Психоанализ – это та техника или та работа, которая направлена на уменьшение расщепления психики наших пациентов.

Автор: Аксиненко Олег Владимирович - врач, психолог-психоаналитик, супервизор. Клиническая психотерапевтическая практика, модальность — индивидуальная, семейная и групповая психодинамическая психотерапия. Общий клинический (медицинский и психотерапевтический) стаж — 25 лет.

👇🏻Скопируйте это библиографическое описание, если хотите процитировать публикацию, указав дату обращения:

Некоторые ключевые идеи по статье Андре Грина "Психоанализ и привычный ход мысли" // Edunote.ru // Олег Владимирович Аксиненко [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edunote.ru/article-191?refid=16 (дата обращения дд.мм.гг)



Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!




Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться: РАСПИСАНИЕ вебинаров
Рубрики:  
Опубликовано: 28 мая 2025
© EduNote.ru, 2017-2024
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567
Образовательная лицензия:
№ Л035-01271-78/00640744 от 13.02.2023
ИП Ершова С.К.
ИНН 781002919627
ОГРНИП 309784709000348
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.