Top.Mail.Ru
Образовательный портал
О культуре, запрете, индивидуации и влечении
Как культура влияет на процесс индивидуации? Участвует ли в этом формировании невербальная культура? И как изучать культуру, лишённую письменного наследия, с точки зрения бессознательного содержания.
Если стоять на психоаналитической позиции и учитывать роль фантазии как универсального механизма проекции, то, с точки зрения психоанализа, вся культурная среда рассматривается как совокупность проекций на внешний мир, содержания индивидуальной психики в символической, в символико-мифологической форме. Культура обеспечивает процессы социализации и индивидуации, предоставляя систему социальных мифов, частью которых являются идеалы, иллюзии и различного рода -измы. Культура рассматривается как система символических провокаций процесса индивидуации. Она объединяет в себе нормативные табу, запреты, а также образы для проекции, которые, в свою очередь, позволяют ритуально снимать страх и чувство вины, которые порождаются этими запретами. Запреты никогда не могут быть выполнены, потому что влечениям противостоять нельзя.

Если мы можем что-то оттормаживать на уровне поведения, то на уровне мыслей, фантазий, сновидений контроль не возможен. Но амбивалентность культуры состоит в том, что, с одной стороны, она предоставляет каналы для разрядки, а с другой стороны, всегда провоцирует возникновение чувства вины, для того чтобы спровоцировать такое ритуально-восстановительное, ритуально-искупительное поведение, часть которого заключается в том, чтобы работать на благо социума, жертвовать собой и т.д. и т.п. То есть весь тот культурный дискурс, который мы впитываем в процессе воспитания. Через это культура мотивирует на социально одобряемое поведение.

Культура инициирует и сопровождает все стадии процесса индивидуации и выполняет следующие функции:

✔️ Провоцирование через систему универсальных заповедей и запретов динамики пробуждения архаических деструктивных влечений, которые заряжают нас агрессивной энергетикой индивидуации.
✔️Запуск механизма формирования бессознательного чувства вины за само наличие запретных желаний.
✔️Постепенная интериоризация системы культурных запретов, что и есть процесс, в общем-то, воспитания и социализации, и формирование их внутрипсихического представительства в виде особой психической инстанции Супер-Эго (процесс как из Ид образуется Эго, а из Эго Супер-Эго, Фрейд описал в работе "Я и Оно", где предложил структурную модель психического аппарата.)
✔️ Также культура выполняет функцию формирования навыков массообразования, взаимоидентификации с другими людьми, основанной на единой проекции содержания Супер-Эго.

Если коротко сказать привычным нам языком, это воспитание в коллективе. Воспитание в коллективе, переводя на психоаналитический язык, — это и есть формирование навыков массообразования. Эти навыки массообразования, идентификация с другими, позволяют снимать чувство вины и страх за счет подавления личной суверенности и связанной с ее удержанием агрессивности.

Все идеи Фрейда, которые он заложил в своих работах, описывая социальные и культурные явления, получили дальнейшее развитие и существуют в современном психоанализе, который на данном этапе соотносится с выдвижением различных теорий в рамках философских направлений, представители которых, в свою очередь, уже совмещают психоаналитический метод исследования человека и культуры с философско-антропологическим, экзистенциальным, структуралистским, германифетическим и феноменологическим видением человека в мире.

Как может изучаться невербальная культура, как можно изучать, в том числе и с точки зрения исследования символов, их бессознательного содержания, как можно исследовать культуры, где нет письменного, где нет вербального наследия? Можно изучать непосредственно ритуалы.

Такой подход реализовал Виктор Тернер. Он называется символическая антропология. Суть заключается в том, что делается акцент на понимании смысла изучаемых культур. Где-то в 60-х годах прошлого века такой подход становился все более популярным. И одним из наиболее известных его представителей стал Виктор Тернер (1920-1983 г.). С его именем связано становление так называемой символической антропологии. Это направление, в котором культуру принято рассматривать как динамическую систему символов, каждая из которых имеет многоуровневое значение для людей изучаемого общества, что наиболее ярко проявляется как раз в ритуале. Тернер начал свою научную работу как этнограф-африканист, изучая в поле, фактически живя в племени Ндембу. Но с течением времени, он стал применять свой подход в исследованиях современного карнавала, средневековых религиозных движений, театра, идеологии молодежных движений и даже литературного творчества.

Основные работы Тернера "Раскол и преемственность в Африканском обществе”, “Ритуальный процесс: цветовая символика и его новаторства”. В изучении ритуала можно назвать такую попытку зайти за узкие рамки структуралистской интерпретации этого феномена. В отличие от многих своих коллег, он не ограничивался демонстрацией процесса, простого воспроизводства социальной структуры посредством ритуала. Он показал возможности их расширенного воспроизводства и развития. То есть, с одной стороны, Тернер говорил, что да, любое общество стремится сохранять и удерживать структуру. Но с другой стороны, он говорил, что есть потребность выхода за рамки этой структуры. И вот каким образом в ритуале реализуются две эти направленности, два эти противоположные процессы, он как раз и разбирал.

Если обращаться к работе “Символ и ритуал”, то Тернер определял ритуал как стереотипную последовательность действий, которые охватывают жесты слова и объекты. Они исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителей.

Существует классификация ритуалов

🔹Ритуалы могут быть сезонными, зависящими от обстоятельств, вызванных критическими периодами в жизни отдельного человека или коллектива.
🔹Ритуалы по случаю могут быть, в свою очередь разделены, на церемонии жизненных переломов, которые исполняются при рождении, совершеннолетии, браке, смерти и так далее для обозначения перехода из одной фазы индивидуального жизненного цикла к другой. И также существуют ритуалы бедствия.

Тернер также исследует гадания и ритуалы племени Ндембу и находит их смысл в выявлении скрытых мотивов и чувств у членов семейной группы. Как правило, смысл и выявление скрытых мотивов сводится к поиску причины каких-либо проблем, чаще всего болезни, но не только. Вообще, важная вариация темы в ритуале Ндембу в целом – это вынесение на свет того, что скрыто или неведомо. То есть, по сути дела, Тернер описывает ритуал как желание, попытку символическим образом обнаружить что-то скрытое. По сути дела, он сравнивает ритуал с психоаналитическим процессом.

Особенно много общего он находит в работе психоаналитика и гадальщика племени Ндембу. В чем это выражается? Он говорит о том, что у ритуальных символов та же функция. Они придают видимую форму незнакомым вещам. Они выражают в конкретных и привычных понятиях скрытое и непредсказуемое. Они дают людям возможность приручить и приспособить дикие своенравные силы. И, говоря о символах в ритуальном процессе, Тернер соглашается с психоаналитическим видением о связи символов с эмоциями. В публичном ритуале Ндембу о символах можно сказать, что они стимулируют эмоции. У обоих видов символов есть множество значений, однако в собственно ритуальных символах те значения и смыслы, которые представляют эмоционально нагруженные явления и процессы, такие как кровь, молоко, семя, фекалии, смешаны, сконденсированы и представляют из себя аспекты социальных добродетелей, матрилинейности брака, вождества или таких достоинств, как щедрость, почитание предков, уважение к старшим, мужественная прямота и так далее. То есть у символов есть такие физиологические референты, которые затем связываются с эмоциональными проявлениями. То есть телесные проявления, по их характеристикам и качествам, связываются с определенными этическими и моральными качествами.

Тернер, также как и Фрейд, считал, что первые символы связаны с основными формами универсального человеческого телесного опыта, связанного с отправлениями жизненных функций, и включают в себя физиологическую компоненту, связанную с продуктами человеческого тела. Здесь имеется в виду семя, молоко, кровь, и это связано с продуктами человеческого тела, выделение которых сопровождается повышенным эмоциональным напряжением. В своей работе "Цветовая классификация в ритуале Ндембу. Проблема первобытной классификации" Тернер отмечает, что культура, как надфизиологическое понятие, на ранних этапах своего развития оказывается тесно связана с осознанием сильных физиологических переживаний. В работе "Тотем и табу" Фрейд, говоря о проекции, тоже говорит о том, что первоначально все внутрипсихическое содержание человека структурируется вокруг опыта фрустрации или вокруг опыта удовлетворения желаний, и весь физический опыт можно как раз разделить на негативный или переживания удовольствия.

Но Тернер говорит о том, что физический опыт связан, во-первых, с отношениями между людьми. Если Фрейд ставил акцент на индивидуальное, завязанное на собственное тело удовлетворение желаний, Тернер выходит за рамки индивидуальной психики и говорит о том, что это всегда связано с опытом социальных отношений. Белое семя ассоциируется с союзом мужчины и женщины. Также белое ассоциируется с молоком, со связью матери и ребенка.

Красное связывается с материнской кровью, а также со связью матери и ребенка и с процессами формирования группы и социальной организации. Красное, как кровопролитие, связывается с войной, распрями, конфликтом, социальными беспорядками, но, как говорит Тернер, даже для убийства нужны двое, как минимум двое, чтобы была прилита кровь. Красное также связывается с добычей для приготовления животной пищи, с положением охотника или скотовода, с производственной ролью мужчины, в разделении труда между полами. Красное – это также передача крови от поколения к поколению, указатель членства в социальной группе.

Черный цвет символизирует экскременты или выделение тела – кал, моча. И черная символика появляется там, где тоже имеет место переход из одного социального статуса в другой, рассматриваемый как мистическая смерть. Черное может символизировать дождевые тучи или плодородную землю, единство обширной группы на основе общих жизненных ценностей.

И вот эти три цвета, о которых говорит Тернер – белое, красное и черное — ассоциативно связываются с определенным эмоциональным опытом, который возникает у человека при взаимодействии с другими членами группы. Причем не просто взаимодействие, а взаимодействие, которое окрашено очень сильными интенсивными эмоциями: любовь, ненависть, зачатие, рождение, смерть – все это связано с сильными эмоциями. Затем, на основе восприятия этого опыта, как положительного или отрицательного, это связывается с морально-этическими референтами.

Он говорит, что какие-то цвета неоднозначно попадают в положительный или отрицательный спектр. Белое, как правило, символизирует ритуальную чистоту, благо. Черное, как правило, отрицательное, но не всегда, потому что, например, земля, плодородие может быть связаны с черным цветом. Но красное, например, не имеет такой однозначной символической интерпретации в этих племенах. То есть оно более амбивалентно за счет того, что кровь связывается как с деторождением, объединением людей, так и с убийством, со смертью. Это касается цветовой символики.

Можно еще поподробнее рассказать, что из себя представляет с точки зрения Тернера гадание и восстановительный ритуал. Тернер связывает роль и функцию гадальщика с выполнением определенной социальной роли в группе. Какова же эта роль? К гадальщику люди приходят с вопросом, то, как это происходит в племени Ндембу. Вопросы эти касаются не будущего. Гадание направлено не на раскрытие будущего. Гадание направлено на раскрытие причин каких-то несчастий или нарушения социальной жизни, того, что приводит к нарушению некого социального порядка. К гадальщику приходит группа людей со своим вопросом. Мы здесь уже видим много общего с приходом психоаналитику. Человек приходит с каким-то вопросом. Ему нужно понять что-то и что-то раскрыть. Гадание как раз сводится к раскрытию чего-то тайного. Как происходит гадание? У гадальщика есть корзина плетеная, в которой находятся много разных предметов. Эти предметы являются символами, это фигурки или части растений. Очень много присутствует символики растений. Растения связываются с определенными качествами или свойствами, с их благами, с качествами, свойствами. Могут присутствовать какие-то символы, сделанные руками человека. Как правило, это фигурка вождя, фигура семьи, фигура мужчины и женщины, ребенка.

Гадание никогда не начинается сразу же. Сначала гадальщик проводит беседу, выясняет запрос, если переходить на психоаналитическую терминологию. Он выясняет, где несчастье, какое несчастье, что людей беспокоит. Тернер говорит, что есть определенная такая хитрость. Как правило, гадальщик собирает предварительную информацию. Ему очень важно очень точно установить проблему, суть проблемы. Неудачное гадание может обернуться неприятностями для гадальщика, он может быть побит или даже убит. Поэтому очень важно ему считывать социальные отношения в группе, которые пришли к нему для того, чтобы получить какой-то вопрос. Фактически работа семейного терапевта. В ответе на вопрос гадальщик трясет этой корзиной, то есть подбрасывает, и эти фигурки определенным образом перемешиваются и падают определенным образом. Затем гадальщик читает смысл выпавшей конфигурации с точки зрения пространственного расположения, с точки зрения, какие символы оказались внизу, какие сверху. И вот он дает свою интерпретацию. Суть интерпретации — поиск скрытого, где источник несчастья. Источник несчастья, как правило, видится в каких-то желаниях, каком-то негативном влиянии кого-то из членов группы. То есть речь идет о неосознаваемых запретных желаниях. И цель гадальщика — вынести это на свет.

Когда причина раскрыта, найдена, стала озвучена, могут предприниматься ряд восстановительных ритуалов для приведения в порядок, возвращения в исходное положение социальной системы. Ритуалы примитивных народов во многом направлены на восстановление социального порядка.

Вообще, когда я читала у Тернера про отношения внутри племени, про отношения между группами, ритуальные процессы, поскольку это какие-то далекие от нас культуры, многие вещи я, например, начинала понимать, когда соотносила это с отношениями в нашем профессиональном сообществе. У нас тоже есть определенные культы: у кого-то культ Фрейда, у кого-то культ Юнга, у нас есть наши родословные, наше происхождение от отца, психоаналитики совершенно точно освеживают свою родословную: кто у кого, проходил анализ и ведет ли это напрямую к первооснователю, к Фрейду, являются ли они наследниками, принадлежат ли они к этой линии, связывающей с Фрейдом. Для психоаналитиков это очень важно.

Второй момент: это все также существует и в примитивных сообществах. Этим я хочу сказать, то, что что могут меняться какие-то формы социальной жизни, но по сути архаика остается прежней. И это может быть не так очевидно в периоды, когда социальный порядок стабилен, но как только происходят какие-то катаклизмы или кризисы (Тернер говорит, будто в социальном порядке образуются щели), то тут же происходит прорыв архаики. Как пример, в 50-60-е годы в германском обществе после Второй мировой войны был культ, бум оккультных практик, чуть ли не охоты на ведьм, то есть мистического мышления, то есть все это легко прорывается.

Фрейд говорил, что слой культуры очень тонок и достаточно небольших толчков, чтобы весь этот культурный слой пал под напором архаических тенденций, влечений. Собственно говоря, то, что происходило в ситуации пандемии, коронавируса, очень ярко показывало, как легко всплывают разного рода, казалось бы, подзабытая нами архаическая мифология.

Тернер утверждает, что именно человеческий организм и важный для его существования опыт образуют источник всякой классификации. Возвращаясь к тому, что сама биология человека, его жизнь как биологического существа, которое оставляет потомство, требует определенных интенсивных переживаний отношений, чтобы мужчина и женщина могли зачать, родить потомство, искормить его, избавиться от нечистот, они должны вступить в определенные отношения, отношения, которые характеризуются эмоциональным накалом переживания. И вот цветовая отряда, белая, красная, черная представляют архетип человека как процесс переживания, наслаждения и боли.

26 февраля 2025 Юлия Метельская проведёт вебинар "Эдип и практики мужской инициации. Психоаналитические интерпретации"




Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!




Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться:
РАСПИСАНИЕ вебинаров

Рубрики:  
Опубликовано: 25 февраля 2025
© EduNote.ru, 2017-2024
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567
Образовательная лицензия:
№ Л035-01271-78/00640744 от 13.02.2023
ИП Ершова С.К.
ИНН 781002919627
ОГРНИП 309784709000348
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.