Для тех, кто не боится заглянуть в глубины своего бессознательного
Материал не найден
Для тех, кто не боится заглянуть в глубины своего бессознательного
()
В преддверии предстоящего вебинара посвященного творчеству самого неоднозначного английского психоаналитика с индо-пакистанскими корнями Масуда Раза Мохаммеда Хана (1924–1989), автор публикации Дмитрий Нещадим приглашает начать или продолжить знакомство с уникальным психоаналитическим мировоззрением Масуда Хана..
Базовое мероприятие:
Биография Масуда Раза Мохаммеда Хана – это остросюжетный и увлекательный многосерийный сериал, где есть место разнообразным интригам, жестокости, ненависти, зависти, чувству вины и стыда, раздирающим душу глубинными страстям и, конечно же, любви.
Мальчик с врожденным дефектом (слоновье ухо) от куртизанки-танцовщицы в семье престарелого деспотичного феодала мусульманина-шиита прошел долгий путь к поиску своего истинного я. Заняв место своего погибшего старшего брата, он впоследствии стал наследником всего состояния своего отца, что дало ему право называть себя "принцем". Живя под гнетом Великобритании, семья Хана стремилась вобрать в себя все жемчужины западной культуры и, конечно же, языка. Английский язык для Масуда не был родным, его он освоил, будучи уже подростком. Через него он познакомился с творчеством обожаемого им Уильяма Шекспира, а также миром театра и мировой литературы. Сам себя Масуд считал "Королем Лиром" или даже "князем Мышкиным".
Страдающий множеством "странных" симптомов и раздираемый изнутри множеством злых духов, Масуд попал в терапию к одному из психотерапевтов, который проходил свое обучение в Англии у самой Анны Фрейд. Через него Масуд, уже будучи взрослым юношей, практически навсегда покинул родной индийский край и отправляется в Лондон проходить свой личный анализ. Как раз в это время он навсегда теряет свою страну, безвозвратно расколовшуюся на Пакистан и Индию после Второй мировой войны.
Масуд прошел свой многолетний тренинговый анализ у трех психоаналитиков (Элла Шарп, Джон Рикман и Дональд Вудс Винникотт), первые два из которых умерли в процессе анализа от сердечного приступа. Масуд Хан долго прислушивался к дыханию уже немолодого Винникотта на сеансах в ожидании смерти третьего аналитика. Масуд стал его личным секретарем и преданным учеником, что продолжило психоаналитическую традицию так называемого "секретарского невроза".
Масуд в силу своего феодального происхождения вел разгульную и помпезную жизнь в Лондоне, создавая еженедельную шумиху, скандал и эпатаж вокруг своей личности. Можно отметить тот факт, что в жены он выбирал только прим балерин, знакомился с высокопоставленными людьми из высшего сообщества, а также знал творчество Фрейда лучше всех остальных, что отметила сама Анна Фрейд, чем неоднократно щеголял среди своих коллег. Бешеный и необузданный нрав Масуда сыграла с ним и злую шутку в ходе его аналитической работы с пациентами, с которыми он не редко нарушал все допустимые этические границы (хотя отмечается при этом и "хороший анализ" у целого ряда пациентов, где он был прилежным и образцовым аналитиком). Самым громким делом стало случай с экономистом Винни Годли, которое обсуждается и по сей день. Однако несмотря на это Масуд обладал чутким и тонким восприятием душевных страстей и страданий страждущих, обратившихся к нему за помощью, что дало ему возможно написать целый ряд классических работ, которые вошли в фонд мировой психоаналитической литературы. Многие авторы отмечают блестящий язык изложения и масштаб эрудиции (особенно в его ранних работах, таких как "Приватное я (сэлф)" и "Отчуждение в перверсии"). Статьи с клиническими разборами напоминают остросюжетные детективы, держащие в напряжении от начала и до конца. Поражает с какой скрупулезностью и отчасти садистическим наслаждением он описывает некоторые постыдные стороны человеческой жизни.
После смерти британского "отца" Винникотта в жизни Масуда Хана наступила черная полоса разрушения и деградации. Масуд рассорился со всеми, с кем смог, развелся и вел преимущественно затворническую жизнь. Даже его верные друзья Роберт Дж. Столлер, Владимир Гранофф и Виктор Смирнофф отмечают тяжесть общения с ним в этот период. Масуд Хан много пил и у него прогрессировал рак легких, что сделало его инвалидом. Впоследствии Винникотта обвиняли в том, что это его вина, что случилось с Масудом (однако, есть и сторонники видящие причины деградации Масуда Хана в проблеме Британского психоаналитического сообщества). Из-за крайних радикальных высказываний в своей последней книге "Когда придет весна" (название книги в американском издании – "Долгое ожидание"), Масуд был окончательно исключен из Британского психоаналитического сообщества. Хотя на деле это он сам себя исключил из сообщества, опередив своих недоброжелателей. После он долго запугивал анонимками президента Сообщества, вынудив его нанять личную охрану. Атмосфера ужаса и террора закончилась, когда Масуд умер в своей квартире в возрасте 64 лет.
Британское сообщество неоднократно предпринимало попытку забыть или даже стереть (вытеснить) имя Масуда Хана из истории британского и мирового психоанализа. Однако изощренный ум "интеллектуального злодея" даже это предусмотрел, расколов свою душу и заключив ее фрагменты в скрижали (дневники и книги), распространив их среди своих верных друзей, и тем самым обессмертив свое имя. Не так давно был полностью уничтожен архив Масуда в Лондоне, что вызвало скандал в Сообществе. Однако, копии архивов, в частности его знаменитые дневники и личные записи, которые он вел всю жизнь, остались в фондах его друзей в Америке (и в настоящее время постепенно издаются).
Творчество Масуда Хана несет печать психопатологии своего создателя. Его ранние работы вызывают очарование и влюбляют в себя, но чем дальше происходит знакомство с жизнью и творчеством Хана, тем более чувствуется раскол его души и мышления. Это бросает вызов каждому, который хочет заглянуть в глубину своей души и бессознательного. При этом уникальность мышления Масуда заключается в его умении работать с самыми тяжелыми пациентами, которые сейчас именуют как "пограничные" (нарциссическая и шизоидная патология). Вероятно, личная история судьбы Масуда дала возможность ему тонко чувствовать глубину бессознательного других через свою раненную душу, а также осязать раскол в мировом психоаналитическом сообществе. Его психоаналитический инструмент можно сравнить с руками вора-медвежатника, искусно скрывающего сейфы со спиленными кончиками пальцев. Это дает возможность тонко чувствовать бессознательное себя и другого, но это также приносить колокольную и невыносимую боль. Примечательным фактом является то, что именно Масуд Хан стал тем пациентом, на котором Винникотт описал феномен "истинного и ложного я (сэлф)". По следам жизни Масуда было написано три полноценные биографии. Наверное, лучше биографией на сегодняшний день остается книга американского психоаналитика Линды Хопкинс "Ложное я (сэлф)".
Приглашаю вас знакомиться с ранними теоретическими и клиническими работами Масуда Хана, собранными в первую книгу автора "Приватное я (сэлф)". На сегодняшний день мы на семинарских встречах прочитали и обсудили три статьи: "Клинические аспекты шизоидной личности. Эффекты и техника" (1960), "Регрессия и интеграция в аналитическом сеттинге (1960)" и "Психология сновидения и развитие психоаналитического метода" (1962). 30 октября будем обсуждать четвертую статью "Молчание как средство коммуникации" (1963). В будущем планируется разобрать еще две статьи: "Концепция кумулятивной травмы" (1963) и "Монтень, Руссо и Фрейд" (1970).
Присоединяйтесь к нашему англо-пакистанском психоаналитическому клубу чтения ранних психоаналитических трудов Масуда Хана.
Автор: канд.биол.наук, доц.мед.псих., психолог-психоаналитик, клинический психолог Дмитрий Владимирович Нещадим
Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!
Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться: РАСПИСАНИЕ вебинаров
Спасибо большое за интересные детали биографии, воистину раненый целитель. Очень интересно про деградацию по причине БПО, можно большое подробностей? Ну и остается вопрос, кого и как мы выбираем в свои аналитики...
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.