Top.Mail.Ru
Образовательный портал
Страх сцены: большая камера, общение с неживым, группа как мать
Что мешает выступать перед аудиторией, когда нужно оставаться собой.
О восприятии группы, камеры в четырёх стенах и важности волнения за несколько секунд до выступления.

Мыльница vs Кинокамера


Почему проще обращаться к простому и маленькому




Альфред Хичкок на съёмках фильма "Шантаж". 1929


Маленькую камеру мы боимся меньше, чем большую. И так же маленькой аудитории мы, опять же, боимся меньше, чем большой. Чем меньше людей, тем меньше это нас пугает. С другой стороны есть еще такой момент: когда мы остаемся один на один с собой и садимся просто перед телефоном, нас это тоже выбивает из колеи, потому что рядом не оказывается живого человека. Только с камерой, с чем-то неживым, общаться тяжело. Если мы говорим на камеру и, например, с нами работает оператор, то мы общаемся с оператором. Мы понимаем, что с нами живой человек. А когда мы остаёмся в пределах четырех стен с камерой, пытаемся что-то стримить, вот тогда можно "потеряться". В любом случае начинает работать перенос!

Значимость момента


Внутренний каратель из детства



Значимость мероприятия также имеет огромное значение. Когда мы выходим к публике, в нас включается и начинает критиковать суперэго, страх, волнение. Всё это закладывали в нас мамы, например, когда нас водили в садик, выводили на улицу, говорили в различных ситуациях определённые слова и комментарии. И чем серьезнее для нас предстоящее мероприятие, тем сильнее запускается этот внутренний каратель, который с нами говорит. Например, может переживать о том, как бы ему никого не обидеть, и тут же зажимает себя: вдруг я сейчас кого-то обижу.

Группа как мать


Сепарационная тревога выступающего и причастность как гарантия покоя


Специалистам, практикующим групп-анализ известно, что группа воспринимается как мать. Нам хорошо в группе, когда мы являемся её участником: нам тепло в слиянии с группой, мы в ней чувствуем момент, у нас распределяется ответственность за всё, что бы мы ни делали все вместе.

Мы все ищем сообщества, даже если мы интровертные, потому что причастность является гарантией покоя, который может давать мать. Но как только мы от этой группы-матери отделяемся, нам становится страшно, у нас включается наша сепарационная тревога: "а готовы ли мы отделиться?"

Это вместе с тем и тревога группы: мать тоже беспокоится, когда ребёнок от неё уходит, откалывается. То есть добавляется ещё тревога группы. Нет разницы между тем выходите вы из-за кулис или в инстаграм — это всё равно воспринимается группой, как процесс, в котором кто-то от группы откололся и начал вещать.

Ожидания от группы


Успокоение и позитивный отклик




Кадр из к/ф "Страх сцены", реж. Альфдред Хичкок


В таком случае выступающий, что интересно, продолжает воспринимать группу как группу. Но всё не совсем так: когда вы вышли на сцену, он уже не часть группы. Он тот, кто отделился и готов дать нечто самой группе, потому что сама группа уже является тем, о ком нужно заботиться. И в момент выступления он должен ей что-то дать.
Мы отходим от группы и продолжаем что-то ждать от неё, какого-то успокоения, может быть. Возможно, вы замечали, что когда выходишь на сцену, очень хочется, чтобы тебе дали какой-то знак того, что тебя понимают.
И вот так мы продолжаем искать позитивный отклик, в то время как группу это тоже тревожит, ей тоже не очень нравится сложившаяся напряжённая ситуация. Группа в самом начале не доверяет и не подмигивает.
И, тем более, не аплодируют, она ждет что спикер сейчас ей что-то даст.

От пяти до тридцати секунд


Или самое сложное



Самое сложное — преодолеть момент, который длится около пяти секунд до выступления и около тридцати с момента начала. Это, скажем так, старт к комфортному ощущению себя в аудитории. Он у всех разный: у кого-то больше, у кого-то меньше. Чем больше вы выступаете, тем он становится короче, но он всегда есть.

Любопытно, что если его нет, то, скорее всего, вы выступите плохо, потому что у вас не будет этой энергии, огня, который сопровождает изначальное волнение и которого от вас ждёт группа. Вам нечем будет делиться.

И это очень важно: аудитория ждёт не информацию, информацию аудитория может найти в интернете, можно найти в лекциях, может найти где угодно в умных книгах. Она ищет не информацию, она ищет то, как вы её дадите, она ищет то, как вы ее переработали, переосмыслили и сейчас отдаёте аудитории. Поэтому вам очень важны запал и эмоции!

Симптом и его значение


Поза эмбриона и поиск опоры



Реакции, которые появляются в момент выступления, могут очень пригодиться, но как? Любая реакция стресса может запустить какие-то телесные отклики. Когда я преподавала молодым журналистам, я с ними провела эксперимент. Они выступали перед камерой и рассказывали про реакции, которые запускались в этот момент. Их оказалось порядка 30. Давайте рассмотрим некоторые из них. Они связаны с желанием вернуться к младенческому состоянию.

Скованные руки, плечи — это одна из самых частых реакций, которые запускаются. Что это могло бы значить, если обращаться к младенчеству? Это похоже на позу эмбриона, потребность в безопасности. Это одна из самых распространенных реакций, но она может сильнее всего испортить наше выступление, потому что мы начинаем сжиматься, и от этого у нас пропадает голос, он становится очень тихим, потому что у нас не хватает воздуха для того, чтобы вытянуть всю фразу целиком. Нам просто не хватает сил, у нас не работает диафрагмальное дыхание и поэтому нас становится чуть слышно.

Следующее: голос меняется с красивого бархатистого, становится высоким. Что это за реакция? Желание уменьшиться: "Маленьких не обижают, я буду твоим, я такой ведь хороший, пригожий, не кидайте в меня помидорами, я стараюсь, стараюсь как могу" .
Так напряженные конечности и зажимание микрофона могут быть связаны с поиском опоры. Тремор рук и ног — это попытка прописать себя в пространстве. Это не просто хаотичное движение, эта попытка себя обозначить: я здесь, я в этом мире. Это попытка схватить мир, схватиться за него.
И так можно понять, о чём нам говорит каждый из симптомов.

Не избавиться навсегда


Но можно подружиться



От этих симптомов действительно невозможно избавиться навсегда. Это происходило с нами когда-то и это было заложено ещё в детстве, и на стрессовые ситуации мы начали реагировать именно так, как реагируем сейчас: искать пространство, искать опору, впадать в ступор, потому что кажется, что никого нет. Это всё по своей сути является нашими младенческими, скажем так, адаптационными механизмами. Поэтому мы от них не избавимся, но мы можем изучить свои защиты и относиться к ним, скажем так, с большей бережностью.

Список рекомендованной литературы по теме:
Кляйн М. Значение символообразования в развитии Эго// Психоаналитические труды: в 7 т. – 2007. Т.2 - С. 37-56.
Кляйн М. Раннее развитие совести у ребенка// Психоаналитические труды: в 7 т.– 2007, Т.2. – С. 109-125.
Кляйн М. Эдипов комплекс в свете ранних тревог //Психоаналитические труды: в 7 т.,– 2009, Т.5 - 2009. С. 3-67.
Марти П. Ментализация и психосоматика
Марти П. Регрессия и инстинкт смерти – гипотеза психосоматических наблюдений. 1967
Ривьер Д. О происхождении психического конфликта в раннем младенчестве. Развитие в психоанализе. Москва.: Академический проект, 2001 г.
Руссийон Р. К вопросу о языке тела и действия – предоставлено Мариной Каджеджи
Смаджа К. Оператуарная жизнь. Психоаналитические исследования – Москва.: Когито-Центр, 2014. – 256 с.
Хиншелвуд Р. Словарь кляйнианского психоанализа. – Москва: Когито-Центр, 2007.
Швек Жерар. Добровольные галерщики. Очерки о процессах самоуспокоения – Москва.: Когито-Центр, 2015. – 230 с.
Кляйн, М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах // Кляйн М. Психоаналитические труды. Ижевск, 2009. Т. V].
Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004, 296
Фрейд З. Введение в нарциссизм, 1914
Roussillon R. La danse raconte une histoire dans un langage corporel// Dans Enfances & Psy - 2023/4 (N° 98), p27 - 37 Перевод Марины Каджеджи
Sanders K Post-Kleinian psychoanalysis

Заглавное фото: фрагмент к/ф "Стах сцены", реж. Альфред Хичкок

7 сентября Екатерина Дударева открывает курс "К эфиру - нежно". Практика работы со страхом выступлений"


Применить психоаналитическую оптику к практике публичный выступлений можно научиться за время интенсива.



Мы ценим регулярное образование и заботу о повышении своей квалификации!




Вы можете подписаться на наши каналы в социальных сетях. ➡️
Чтобы стать участником актуальных вебинаров, нужно выбрать интересное для вас и зарегистрироваться: РАСПИСАНИЕ вебинаров
Рубрики:  
Опубликовано: 2 сентября 2024
© EduNote.ru, 2017-2023
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567
Образовательная лицензия:
№ Л035-01271-78/00640744 от 13.02.2023
ИП Ершова С.К.
ИНН 781002919627
ОГРНИП 309784709000348
Оставаясь на сайте, вы даете согласие на обработку cookie и персональных данных (узнать подробнее). Если вы не хотите, чтобы данные обрабатывались, покиньте сайт.