Я не помню своего клиента
Случай из практики балинтовских групп (разрешение на публикацию получено, некоторые данные изменены для сохранения конфиденциальности)
Сергей, гуманистический психолог:
— Мужчина 30-ти лет. Обратился с жалобами на хроническую тревожность и страх что-либо изменить в своей жизни. Он холост, отношений почти не было, трудится на нелюбимой работе.
Мы встречаемся два раза в неделю уже два месяца. Однако на каждой новой встрече я почти ничего не могу вспомнить ни о нём, ни о содержании наших бесед. Собственно, мне и нечего больше рассказать. Я не понимаю, что между нами происходит, какую роль я для него играю и чего он ожидает от нашей работы.
Группа была в смятении. Как будто бы нагрузили чужими заботами и оставили разбираться с ними в одиночестве. Тотальное одиночество озвучивалось не один раз и со стороны клиента, и со стороны Сергея. Что-то мертвенно-холодное ощущалось в первые минуты.
Зачем клиент приходит к Сергею? Для чего Сергей ждёт его? Было много соблазнов задавать и другие вопросы, но всё это уводило группу в сторону от кейса.
Злость на Сергея, что он ничего не слышит. Гнев на клиента, что он словно ничего такого стоящего не приносит. Взаимное чувство вины и подавленность за отсутствие какого-либо прогресса.
Дальше в группе появилась тревога. На месте клиента очень страшно раскрыться, непонятно, как это сделать и что потом с этим делать. А за Сергея было страшно потерять веру в себя как в профессионала и разрушить надежду клиента.
Грусть и печаль за клиента, которую не с кем разделить.
Сомнения в собственных компетенциях и вообще в нормальности.
Обида, что жизнь со всеми своими красками проходит мимо.
После разбора Сергей вернулся в круг и рассказал:
— Это был очень интересный процесс. Благодаря вам я вспомнил, что клиент рассказывал, как всё детство пытался добиться внимания матери. Она была физически рядом, но его самого не замечала.
Мне кажется, что и группа поначалу не очень хотела вовлекаться в эту историю — было много молчания, лишние вопросы… Я вдруг почувствовал, что и сам отношусь к клиенту, как его мать: не слышу, не помню, не воспринимаю. И сразу же в моей голове появились оправдания: ведь он же скучный. Очень много вины и стыда перед ним.
С другой стороны, от него веет некоторой прохладой, что возникает желание растопить его.
А на его месте мне сейчас хочется избавиться от одиночества, но для начала чтобы просто кто-то побыл рядом и не пытался разогреть специально.
Спасибо, это очень ценное открытие для меня.
Через месяц на очередной встрече группы Сергей поделился:
— Мне стало гораздо легче после нашей с вами встречи. Я успокоился, перестал ждать чего-то "ценного" для психотерапии от клиента и позволил процессу идти своим чередом. И потихоньку я стал запоминать его. А он для меня как будто начал оживать. Наша группа — это отличный способ начать работать с человеком, а не его диагнозом.
Для анализа коммуникации группа не нуждается в объёмной и подробной информации. Группа интуитивно чувствует все те переживания, которые приносит докладчик случая, но пока сам не осознаёт их. Цель балинтовской группы — улучшить понимание проблем клиента и трудностей коммуникации с ним, но не поиск единственно верного и "идеального" решения.
Игорь Алфёров
t.me/balintonline
🔥Записывайтесь в балинтовскую группу — ЗАПИСАТЬСЯ
20 марта, в 16:00 мск
Вы можете стать участником актуальных вебинаров, смотрите
РАСПИСАНИЕ вебинаров