Применение дистанционных технологий в психологическом образовании - Образовательный сервис EduNote.ru
Применение дистанционных технологий в психологическом образовании
Дата публикации: 13 ноября 2017
Дата мероприятия:
Лифшиц М.В., Тяпин А.А., Гайдученко Е.Ю., Ершова С.К. Применение дистанционных технологий в психологическом образовании// Ж. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1 (4). С. 401-405.


Развитие современного общества диктует определенные требования к уровню профессиональных знаний учащихся, а также к расширению репертуара предоставляемых образовательных возможностей. Внедрение инновационных технологий позволяет сделать процесс обучения не только более доступным, но и более эффективным по ряду параметров. Подготовка специалистов гуманитарной сферы предъявляет особые требования не только к их теоретической, но и непосредственно к практической подготовке [1, 2].

Вопрос о возможности дистанционных образовательных технологий обеспечить полноценную профессиональную подготовку поднимается достаточно остро в последние годы. Отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентом, а также специфика возможного диалога, который происходит посредством информационных технологий, является основным вопросом и проблемой дистанционного обучения. Особенность обучения дистанционно также определяет специфику включения учащегося в образовательный процесс [3].

На основе 7 летнего опыта развития дистанционных технологий в образовательном процессе в Восточно-Европейском Институте Психоанализа (http://veip.org/) можно выделить следующие ключевые факторы, повышающие эффективность обучения в дистанционном формате:
  • Общение между преподавателем и студентами в синхронном режиме.
  • Обратная связь студентам от преподавателя изучаемого курса посредством общения на форуме, комментирования выполненных контрольных заданий, личные сообщения в системе обучения
  • Межличностное общение в группе студентов, осуществляемое посредством создания общих тем для обсуждений в социальных сетях, в форуме дисциплины и т.д. в целях взаимообучения и упрочения социальных связей друг с другом.
  • Поддержка методистов (тьюторов), которые выступают посредниками между преподавателями, студентами и ПО.
  • Системный подход в организации процесса обучения, направленный на помощь студенту в освоении необходимого объема изучаемого материалов в лимитированное время.

Помимо разнообразия и активизации учебного процесса учет этих ключевых факторов позволяет минимизировать эффекты студенческой прокрастинации и демотивации.

В Восточно-Европейском Институте психоанализа этим факторам в дистанционном обучении по различным направлениям в области психологии уделяется пристальное внимание [4].

На текущий момент система медиа-сопровождения дистанционного образовательного процесса включает в себя:
  • видеолекции;
  • прямые эфиры лекционных и семинарских занятий;
  • аудио - подкасты
  • технологии полного присутствия «виртуальная реальность» (360)
  • вебинары.

Функционирование лаборатории развития дистанционного образования в ВЕИП позволило решить основные задач:
  1. Развитие интерактивности образовательного процесса (внедрены в систему обучения следующие возможности: прямые трансляции, вебинары, телемосты, учебные веб-квесты)
  2. Разработка качественного медиа-контента электронных учебных курсов (видео, аудио - материалов, видео 360)
  3. Внедрение разнообразных форм онлайн - взаимодействия “студент - преподаватель” (онлайн-семинары, вебинары - лекции, вебинары - дайджесты, вебинары - тренинги).

Рассмотрим подробнее каждый из этих технологических компонентов:
  • Видеолекции
Создание и использование видеозаписей лекций позволяет студентам получать материал не только в текстовом формате, но в видео - формате. Каждая видеолекция снабжена иллюстрациями (презентациями). Видеолекции представлены в двух форматах: в полном объеме аудиторных часов (продолжительность 1,5 - 2 часа) и видео - комментарии (15 - 30 минут). Видеокомментарии используются внутри электронного курса - при переходе от одной части текстового материала к другой.
 
  • Прямые эфиры лекционных и семинарских занятий
Прямые эфиры осуществляются непосредственно из аудиторий института, в режиме реального времени и позволяют студентам получить ощущение непосредственного нахождения в аудитории. Во время прямого эфира студент получает возможность просматривать и прослушивать не только голос преподавателя, но и вопросы студентов, возникающие в ходе занятия. Студент также имеет возможность задавать вопросы по материалу посредством чата (в режиме онлайн) и посредством форума (в режиме офлайн).
 
  • Аудио - лекции
Возможность прослушивать лекции в аудио - формате реализуется посредством аудио - подкастов. Каталог аудио - лекций доступен студентам для прослушивания в режиме онлайн и офлайн. Вопросы, возникающие в ходе работы с лекционными записями, адресуются преподавателю через учебный форум.
 
  • Технологии полного присутствия «виртуальная реальность» (360)
Организация семинарских и тренинговых занятий может проводиться с помощью технологии дополненной реальности “360”, представляющая собой интерактивную видеозапись, в которой учащийся может видеть всё, что происходит вокруг.
 
  • Вебинары
Вебинары обеспечивают интерактивную связь учащегося с преподавателем в режиме онлайн. Вебинары проводятся в нескольких форматах:
вебинары - лекции: отличаются активностью преподавателя, который в течении определенного времени уделяет внимание теоретическому материалу курса, демонстрирует презентацию или другие материалы. Роль студента на вебинаре такого формата скорее пассивная - вопросы он может задать в конце вебинара.
  • вебинары - семинары: отличаются активностью студента, который вовлекается в процесс обсуждения вопросов курса со своими одногруппниками. Преподаватель играет роль фасилитатора, руководя процессом обсуждения. Студенты участвуют в вебинаре, используя видеосвязь.
  • вебинары - дайджесты: формат вебинара “вопрос - ответ”. Студенты готовят и задают преподавателю вопросы по пройденному материалу. Преподаватель даёт ответ.
  • вебинары - тренинги: отработка практических навыков проводится в формате онлайн - встречи. Процессом тренинга руководит преподаватель. Студенты получают задание, выполняют его во время вебинара.

В планах лаборатории развития дистанционного образования в ВЕИП находятся:
  • Развитие компетенций методистов и преподавателей в сфере инновационных технологий
  • Адаптация медиа - контента к условиям мобильности современного студента
  • Развитие индивидуально – ориентированного подхода в образовательном процессе.

В целом задача Лаборатории - сделать дистанционное обучение еще более «живым», «настоящим» и в полной мере обеспечивающим нужды современного студента.

Список литературы:
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «Дистанционное обучение» // Дистанционное образование. 1997. № 4.
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.
3. Горбунова О.В. Развитие субъектности у студентов в процессе дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук / Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т. Нижний Новгород, 2006.
4. Сытько М.В. Основные факторы адаптации первокурсников к обучению в вузе // Совет ректоров. ­ 2011. ­ N 8. ­ с. 70 ­

Ссылка для цитирования:
Лифшиц М.В., Тяпин А.А., Гайдученко Е.Ю., Ершова С.К. Применение дистанционных технологий в психологическом образовании// Ж. Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1 (4). С. 401-405.

Документы
При­мене­ние ДОТ в пси­холо­гичес­ком об­ра­зова­нии.pdf
© EduNote.ru, 2017